
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 46 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, к какой части речи относятся слова с дефисом.
І. 1) Где(то), когда(то), давно(давно) тому назад, я прочёл одно стихотворение. (И. Тургенев) 2) Мелодия текла откуда(то) с неба. (В. Токарева) 3) Вот берёза упала и утонула в раковых шейках и заросла иван(да)марьей. (М. Пришвин) 4) Лётчик всё прохаживался взад(вперёд), ожидая того, кто его вызвал… (В. Токарева) 5) Мне (по)особе(н, нн)ому дорог, дороже всяческих наград мой ра(с, сс)писной, зелёный город… (Б. Корнилов)
ІІ. 1) Стою в намокшей плащ(палатке), Надвинув каску на глаза… (С. Наровчатов) 2) Что в том, что где(то), на далёком Морском побережье, в луны Блестят на солнце мокрым боком… (И. Бунин) 3) (Не)я ли сам, по чьей(то) воле, Вообразил тот край морской… (И. Бунин) 4) Как по морю, ветер по нивам гуляет, И белым туманом холмы одевает, О чём(то) украдкой с травой говорит… (И. Никитин)
- Подчеркните грамматические основы сложных предложений.
- Выделите корни в словах с проверяемой орфограммой. Назовите проверочные слова.
- Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
- Разберите по составу три глагола прошедшего времени и два деепричастия.
- Выпишите слова с буквой ё. Какой звук она обозначает?
- Докажите, что слово побережье образовано приставочно-суффиксальным способом с чередованием звуков в корне.
- Укажите, в каких случаях буква е обозначает звук [и]: на воле, ветер, одевает, берёзовый.
Задание 1: Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, к какой части речи относятся слова с дефисом.
I. 1) Где-то (наречие), когда-то (наречие), давно-давно (наречие, образовано от давний) тому назад, я прочёл одно стихотворение (проверочное слово: стих). 2) Мелодия текла (проверочное слово: течь) откуда-то (наречие) с неба. 3) Вот берёза упала и утонула (проверочное слово: тонет) в раковых шейках и заросла иван-да-марьей (существительное). 4) Лётчик (проверочное слово: летать) всё прохаживался взад-вперёд (наречие, образовано от перед), ожидая того, кто его вызвал (проверочное слово: звать). 5) Мне по-особенному (наречие) дорог (проверочное слово: дороже), дороже (проверочное слово: дорог) всяческих наград мой расписной (проверочное слово: расписывать), зелёный (проверочное слово: зелень) город.
II. 1) Стою (проверочное слово: стоя) в намокшей плащ-палатке (существительное), надвинув каску на глаза (проверочное слово: глаз). 2) Что в том, что где-то (наречие), на далёком (проверочное слово: даль) Морском (проверочное слово: море) побережье (проверочное слово: берег), валуны блестят на солнце мокрым боком. 3) Не я ли сам, по чьей-то (местоимение) воле, вообразил тот край морской (проверочное слово: море). 4) Как по морю (проверочное слово: море), ветер по нивам гуляет, и белым туманом холмы (проверочное слово: холм) одевает (проверочное слово: одеть), о чём-то (местоимение) украдкой (проверочное слово: крадёт) с травой (проверочное слово: травы) говорит (проверочное слово: говор, разговор).
Задание 2: Подчеркните грамматические основы сложных предложений.
- I. 1) я прочёл
- I. 2) Мелодия текла
- I. 3) берёза упала и утонула и заросла
- I. 4) Лётчик прохаживался, кто вызвал
- I. 5) город дорог и расписной и зелёный
- II. 1) Стою
- II. 2) Что (в том), что (где-то), валуны Блестят
- II. 3) я Вообразил
- II. 4) ветер гуляет, холмы одевает, говорит
Задание 3: Выделите корни в словах с проверяемой орфограммой. Назовите проверочные слова.
- Давно-давно – корень: -давн-, проверочное слово: давний.
- Стихотворение – корень: -стих-, проверочное слово: стих.
- Утонула – корень: -тон-, проверочное слово: тонет.
- Лётчик – корень: -лет-, проверочное слово: летать.
- Дороже – корень: -дорог-, проверочное слово: дорог.
- Далёком – корень: -дал-, проверочное слово: даль.
- Побережье – корень: -береж-, проверочное слово: берег.
- Одевает – корень: -одев-, проверочное слово: одеть.
- Украдкой – корень: -крад-, проверочное слово: крадёт.
- Травой – корень: -трав-, проверочное слово: травы.
Задание 4: Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
- Слово когда-то образовано от слова когда суффиксальным способом с помощью суффикса -то.
- Слово по-особенному образовано от слова особенный приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки по- и суффикса -ому.
- Слово морском образовано от слова море суффиксальным способом с помощью суффикса -ск- и окончания -ом.
Задание 5: Разберите по составу три глагола прошедшего времени и два деепричастия.
- Глагол прочёл: приставка про-, корень -чёл-, суффикс -л-, нулевое окончание.
- Глагол текла: корень -тек-, суффикс -л-, окончание -а.
- Глагол заросла: приставка за-, корень -рос-, суффикс -л-, окончание -а.
- Деепричастие надвинув: приставка над-, корень -двин-, суффикс -у-, суффикс -в-.
- Деепричастие ожидая: приставка о-, корень -жид-, суффикс -а-, суффикс -я-.
Задание 6: Выпишите слова с буквой ё. Какой звук она обозначает?
Слова с буквой ё: берёза, лётчик, всё, далёком, зелёный, о чём-то. Во всех выписанных словах буква Ё обозначает ударный гласный звук [о].
Задание 7: Докажите, что слово побережье образовано приставочно-суффиксальным способом с чередованием звуков в корне.
Слово побережье образовано от слова берег. Это происходит приставочно-суффиксальным способом, так как к корню слова берег присоединяется приставка ПО- и суффикс -j- (который проявляется в мягком знаке и последующей букве е), при этом происходит чередование согласных звуков г/ж в корне.
Задание 8: Укажите, в каких случаях буква е обозначает звук [и]: на воле, ветер, одевает, берёзовый.
Буква е обозначает звук [и] в безударной позиции в словах:
- одевает ([ад’ивай’эт]) – первая буква е обозначает звук [и].
- берёзовый ([б’ир’озавый]) – первая буква е обозначает звук [и].
В первом задании необходимо было списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, а также определить часть речи слов с дефисом. В первой части, предложении 1), слово где-то является наречием, образованным от вопросительного наречия где с помощью постфикса -то, который всегда пишется через дефис, указывая на неопределённость. Аналогично, когда-то также является наречием, образованным от когда с тем же постфиксом -то, и пишется через дефис по тому же правилу. Сочетание давно-давно представляет собой сложное наречие, образованное повторением одного и того же слова, что также требует дефисного написания; его проверочное слово давний помогает убедиться в правильности написания первой гласной. Слово стихотворение содержит безударную гласную и в корне, проверяемую ударением, для чего используется проверочное слово стих. Во втором предложении, откуда-то — это наречие, образованное от откуда с постфиксом -то, требующим дефиса. Безударная гласная е в слове текла проверяется ударением в однокоренном слове течь. В третьем предложении, утонула содержит безударную гласную о в корне, проверяемую ударением в слове тонет. Слово иван-да-марьей является сложным существительным, обозначающим название растения, и пишется через дефис, так как образовано сложением двух слов без соединительной гласной, а по своей грамматической категории это существительное. В четвёртом предложении, лётчик содержит гласную ё, которая всегда находится под ударением и проверяется однокоренным словом летать, где е находится в безударной позиции. Сочетание взад-вперёд — это сложное наречие, образованное путём сложения двух наречий, обозначающих противоположные направления, что обусловливает его дефисное написание; проверочное слово для вперёд — перед. Безударная гласная ы в слове вызвал проверяется ударением в слове звать. В пятом предложении, по-особенному является наречием, образованным от прилагательного особенный с помощью приставки по- и суффикса -ому, что требует дефисного написания; здесь также нужно обратить внимание на удвоенную нн в корне, так как это наречие образовано от прилагательного с суффиксом -енн-. Слово дорог является кратким прилагательным, а его сравнительная степень дороже служит проверочным словом для гласной о в корне. Расписной содержит безударную гласную и в корне, проверяемую ударением в слове расписывать. Зелёный содержит гласную ё, которая всегда находится под ударением и проверяется однокоренным словом зелень, где е в безударной позиции. Во второй части, предложении 1), стою содержит безударную гласную о в корне, проверяемую ударением в слове стоя. Плащ-палатка — сложное существительное, образованное сложением двух основ без соединительной гласной, поэтому пишется через дефис. Глаза содержит безударную гласную а в корне, проверяемую ударением в слове глаз. Во втором предложении, где-то — наречие, как и в первой части, пишется через дефис. Далёком содержит безударную гласную а в корне, проверяемую ударением в слове даль. Морском содержит безударную гласную о в корне, проверяемую ударением в слове море. Побережье содержит безударную гласную е в корне, проверяемую ударением в слове берег. В третьем предложении, чьей-то является местоимением, образованным от вопросительного местоимения чей с постфиксом -то, что требует дефисного написания. Морской вновь содержит безударную гласную о в корне, проверяемую словом море. В четвёртом предложении, морю содержит безударную гласную о в корне, проверяемую словом море. Холмы содержит безударную гласную о в корне, проверяемую ударением в слове холм. Одевает содержит безударную гласную е в корне, проверяемую ударением в слове одеть. О чём-то — местоимение с предлогом, где чём-то образовано от что с постфиксом -то, требующим дефиса. Украдкой содержит безударную гласную а в корне, проверяемую ударением в слове крадёт. Травой содержит безударную гласную а в корне, проверяемую ударением в слове травы. Говорит содержит безударную гласную о в корне, проверяемую ударением в словах говор или разговор.
Во втором задании необходимо было подчеркнуть грамматические основы сложных предложений. Грамматическая основа предложения — это его смысловой и структурный центр, состоящий из подлежащего и сказуемого. В предложении I. 1) Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение — грамматическая основа: я прочёл. Здесь я — подлежащее, выраженное личным местоимением, прочёл — простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени. В предложении I. 2) Мелодия текла откуда-то с неба — грамматическая основа: Мелодия текла. Мелодия — подлежащее, выраженное существительным, текла — простое глагольное сказуемое. В предложении I. 3) Вот берёза упала и утонула в раковых шейках и заросла иван-да-марьей — грамматическая основа: берёза упала и утонула и заросла. Здесь берёза — подлежащее, а упала, утонула, заросла — однородные простые глагольные сказуемые. В предложении I. 4) Лётчик всё прохаживался взад-вперёд, ожидая того, кто его вызвал — это сложноподчинённое предложение. Первая грамматическая основа: Лётчик прохаживался. Лётчик — подлежащее, прохаживался — простое глагольное сказуемое. Вторая грамматическая основа в придаточном предложении: кто вызвал. Кто — подлежащее, вызвал — простое глагольное сказуемое. В предложении I. 5) Мне по-особенному дорог, дороже всяческих наград мой расписной, зелёный город — грамматическая основа: город дорог и расписной и зелёный. Город — подлежащее, дорог, расписной, зелёный — однородные составные именные сказуемые (краткое прилагательное и полные прилагательные в роли именной части). В предложении II. 1) Стою в намокшей плащ-палатке, Надвинув каску на глаза — грамматическая основа: Стою. Это односоставное определённо-личное предложение, где сказуемое выражено глаголом в первом лице единственного числа. В предложении II. 2) Что в том, что где-то, на далёком Морском побережье, валуны Блестят на солнце мокрым боком — это сложноподчинённое предложение. Первая грамматическая основа: Что (в том). Что — подлежащее. Вторая грамматическая основа в придаточном предложении: валуны Блестят. Валуны — подлежащее, Блестят — простое глагольное сказуемое. В предложении II. 3) Не я ли сам, по чьей-то воле, Вообразил тот край морской — грамматическая основа: я Вообразил. Я — подлежащее, Вообразил — простое глагольное сказуемое. В предложении II. 4) Как по морю, ветер по нивам гуляет, И белым туманом холмы одевает, О чём-то украдкой с травой говорит — это сложное предложение с однородными сказуемыми и однородными членами. Грамматическая основа: ветер гуляет, холмы одевает, говорит. Ветер — подлежащее к сказуемому гуляет. Сказуемые одевает и говорит относятся к подлежащему ветер, образуя однородные сказуемые при одном подлежащем, что делает их частью одной грамматической основы.
В третьем задании требовалось выделить корни в словах с проверяемой орфограммой и назвать проверочные слова. Проверяемая орфограмма в корне слова — это безударная гласная, которую можно проверить ударением, подобрав однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением. Для слова давно-давно корень -давн-, проверочное слово давний. Для слова стихотворение корень -стих-, проверочное слово стих. Для слова утонула корень -тон-, проверочное слово тонет. Для слова лётчик корень -лет-, проверочное слово летать. Для слова дороже корень -дорож-, проверочное слово дорог. Для слова далёком корень -дал-, проверочное слово даль. Для слова побережье корень -береж-, проверочное слово берег. Для слова одевает корень -одев-, проверочное слово одеть. Для слова украдкой корень -крад-, проверочное слово крадёт. Для слова травой корень -трав-, проверочное слово травы.
В четвёртом задании необходимо было выполнить словообразовательный анализ выделенных слов. Словообразовательный анализ позволяет понять, как образовалось слово и каково его место в системе языка. Слово когда-то образовано от наречия когда с помощью суффикса -то. Это суффиксальный способ словообразования. Суффикс -то придаёт слову значение неопределённости. Слово по-особенному образовано от прилагательного особенный с помощью приставки по- и суффикса -ому. Это приставочно-суффиксальный способ словообразования. Приставка по- и суффикс -ому характерны для образования наречий образа действия от прилагательных. Слово морском образовано от существительного море с помощью суффикса -ск- и окончания -ом. Это суффиксальный способ словообразования, при котором от существительного образуется прилагательное.
В пятом задании требовалось разобрать по составу три глагола прошедшего времени и два деепричастия. Разбор слова по составу (морфемный анализ) помогает выявить все значимые части слова: приставку, корень, суффикс, окончание. Глагол прошедшего времени прочёл: состоит из приставки про-, которая указывает на завершённость действия, корня -чёл-, обозначающего основное значение «читать», суффикса прошедшего времени -л-, который является формообразующим и указывает на прошедшее время, и нулевого окончания, характерного для глаголов мужского рода в прошедшем времени. Глагол прошедшего времени текла: состоит из корня -тек-, обозначающего «движение жидкости», суффикса прошедшего времени -л-, и окончания -а, которое указывает на женский род в прошедшем времени. Глагол прошедшего времени заросла: состоит из приставки за-, указывающей на начало действия или его завершённость, корня -рос-, обозначающего «рост», суффикса прошедшего времени -л-, и окончания -а, указывающего на женский род. Деепричастие надвинув: состоит из приставки над-, указывающей на направление действия «сверху», корня -двин-, обозначающего «движение», и суффиксов -у- и -в-. Суффикс -в- является формообразующим суффиксом деепричастия совершенного вида. Деепричастие обозначает добавочное действие к основному глаголу. Деепричастие ожидая: состоит из приставки о-, корня -жид-, обозначающего «ждать», и суффиксов -а- и -я-. Суффикс -я- является формообразующим суффиксом деепричастия несовершенного вида.
В шестом задании нужно было выписать слова с буквой ё и указать, какой звук она обозначает. Буква ё в русском языке всегда ударная и обозначает йотированный гласный звук. Слова с буквой ё из текста: берёза, лётчик, всё, далёком, зелёный, о чём-то. Во всех этих словах буква ё обозначает ударный гласный звук [о], который возникает после мягкого согласного или в начале слова/после гласного (хотя в данных примерах все ё стоят после мягких согласных). Например, в слове берёза звук [б’] мягкий, и ё после него даёт [о].
В седьмом задании требовалось доказать, что слово побережье образовано приставочно-суффиксальным способом с чередованием звуков в корне. Слово побережье образовано от существительного берег. Это происходит приставочно-суффиксальным способом, что означает одновременное присоединение приставки и суффикса к исходному слову. К корню -берег- (от слова берег) присоединяется приставка по- и суффикс -j- (который в данном случае выражен в сочетании мягкого знака и последующей гласной е, образующей слог ье). При этом происходит историческое чередование согласных звуков в корне: г чередуется с ж (берег – побережье). Это чередование является характерным признаком словообразования и подтверждает, что корень претерпел изменение в процессе образования нового слова. Таким образом, слово побережье означает «местность, расположенная вдоль берега», и его значение формируется благодаря приставке по- (указывающей на расположение вдоль чего-либо) и суффиксу -j- (образующему собирательное существительное).
В восьмом задании нужно было указать, в каких случаях буква е обозначает звук [и]: на воле, ветер, одевает, берёзовый. В русском языке гласные в безударной позиции подвергаются редукции, то есть их произношение изменяется. Буква е может обозначать звук [и] в безударной позиции после мягких согласных. В слове на воле буква е находится под ударением, поэтому она обозначает звук [э]. В слове ветер первая буква е находится под ударением, поэтому она обозначает звук [э]; вторая буква е находится в безударной позиции, но после твёрдого согласного т, поэтому она обозначает звук, близкий к [ы] или [ъ] (редуцированный гласный), но не [и]. В слове одевает первая буква е находится в безударной позиции после мягкого согласного д’. В этом случае она обозначает звук [и] ([ад’ивай’эт]). В слове берёзовый первая буква е находится в безударной позиции после мягкого согласного б’. В этом случае она также обозначает звук [и] ([б’ир’озавый]). Таким образом, буква е обозначает звук [и] в словах одевает и берёзовый в их безударных позициях.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!