
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 418 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Прочитайте текст сначала про себя, а затем выразительно вслух. Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. На примере данного текста расскажите, в каких случаях на письме употребляются кавычки.
«Буква Ё уникальна, — говорит известный современный писатель, историк Виктор Трофимович Чумаков. — Её нет в системах письма других народов. Она стоит в алфавите под «сакральным» числом семь. И не потому ли она так часто употребляется в гнезде слов, объединённых святым понятием «семья»: жёнушка, муженёк, тётушка, тёща, зятёк, куманёк. У нас до сих пор появляются новые слова, в которых живёт эта буква: гримёрка, зачётка, планёрка… Ну как не уважать её?»
Первым, кто употребил Ё, был Иван Иванович Дмитриев, а руководил изданием его книги «И мои безделки» знаменитый историк и литератор Николай Михайлович Карамзин (1795 год). Рождена же эта буква ещё раньше, 29 ноября 1783 года, когда на заседании Российской академии наук Екатерина Романовна Дашкова предложила ввести новую букву, чтобы не писать такие слова, как ёлка, — ёлка.
На протяжении следующих двух веков по поводу Ё не прекращались споры. Вопрос о том, использовать её или не использовать, решался по-разному. Между тем употребление этой буквы в письменной речи необходимо, так как она помогает различать многие слова: все — всё, села — сёла, Шепелев — Шепелёв… Кроме того, небрежность в употреблении Ё или неправильное использование этой буквы нередко приводит не только к смысловым, но и орфоэпическим ошибкам, например: «шофер», «опёка», «афёра» вместо правильных шофёр, опёка, афёра.
В последние годы постепенно возвращается уважение к букве Ё. Министерство образования и науки Российской Федерации настоятельно рекомендовало использовать Ё в именах собственных в официальных документах и в СМИ. Некоторые российские издательства уже последовательно используют Ё во всех словах, где она должна быть. А на родине Карамзина, в Ульяновске, и в других местах нашей страны даже установлены памятные знаки «глазастой» букве.
- Выполните морфемный анализ выделенных слов.
1. Заполненный текст с исправленными ошибками и раскрытыми скобками:
Но больше всего в моих рассказах (сс на стыке приставки и корня) участвовала река. Может быть потому (союз), что стояли летние жаркие дни, может быть (вводное сл
Основная мысль текста заключается в истории возникновения и употребления буквы ё.
Предлагаемый заголовок для текста — «Уникальная буква Ё».
Кавычки выделяют:
- слова, которые являются непривычными или малоупотребительными, и на которые автор стремится обратить внимание читателя;
- слова, употребленные в необычном или особом значении;
- слова, представляющие собой малоизвестные термины;
- слова, используемые в условном значении, применительно к конкретной ситуации или контексту;
- слова из предложений, содержащих прямую речь, а также цитаты;
- названия литературных произведений, газет, журналов, музыкальных произведений, картин и тому подобное.
Для морфемного анализа предложены слова: руководил, рождена, прекращались, возвращается.
овосочетание), просто потому (союз), что я больше всего люблю реки. Тихое зеркало омута, которое разбиваешь (проверочное слово: бить) вдребезги (наречие), прыгнув вниз головой с травянистого (отымённое прилагательное с суффиксом -ян-, не исключение) ласкового бережка, хрустальная влага, которая струится вдоль (предлог) тела, омывая и охлаждая (проверочное слово: прохлада) каждую клеточку кожи, рыбий всплеск на вечерней заре (безударная гласная в корне, проверочное слово: зарЕчный) туманы расползающиеся (приставка рас- перед глухой к) от реки на прибрежные (приставка при- в значении «нахождение вблизи») луга, пряные (непроизводное прилагательное, запомнить) запахи (проверочное слово: пахнет) в зарослях (корень -рос-, не исключение) крапивы (словарное слово), таволги и мяты, когда устроишься (глагол 2-го лица единственного числа, окончание -ешь, мягкий знак сохраняется) в укромном уголке.
Всё: и подлунные (нн на стыке корня и суффикса) холмы, и тёмно-красные (сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета) клеверные (словарное слово) поля, и влажные лесные тропинки (проверочное слово: тропка) и закатное (словарное слово) пышное небо — весь окружающий меня мир казался (проверочное слово: кажется) мне прекрасным (словарное слово) и не было (частица не с глаголом пишется раздельно) никакого (отрицательное местоимение) изъяна (разделительный ъ) в нём. Теперь, когда вдали (наречие) от него я вдохновенно (наречие, образованное от прилагательного с нн) рассказывал (сс на стыке приставки и корня) и восторженно живописал (сочетания жи-ши пишутся с и), он казался (проверочное слово: кажется) мне ещё прекраснее (словарное слово) ещё сказочнее. Он казался мне прекрасным (словарное слово) до сладкого замирания (корень -мир-/-мер-, если нет суффикса -а-, пишется и) в груди. Рассветные (сс на стыке приставки и корня) туманы мне виделись (глагол 1-го спряжения) обязательно (словарное слово: обязан) розовыми, плавающие (глагол 1-го спряжения) среди водорослей (корень -рос-, не исключение) рыбки представлялись обязательно (словарное слово: обязан) золотыми с красными перьями, роса на травах — то крупный жемчуг, то бриллианты (словарное слово). (В. Солоухин)
2. Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение:
В данных текстах используются следующие осложняющие синтаксические конструкции, которые придают большую выразительность: однородные члены предложения, вводные слова, обращения, обособленные члены предложения и уточняющие члены предложения.
3. Словообразовательные цепочки и лексическое значение слов:
- травянистого ← травяной ← трава. Травянистый означает поросший густой травой.
- подлунные ← лунные ← луна. Подлунный означает находящийся на земле, земной.
- восторженно ← восторженный ← восторгать. Восторженный означает склонный к восторгу, легко приходящий в состояние восторга.
4. Морфологический анализ причастия и деепричастия:
- Причастие: Расползающиеся
- Обозначает признак предмета по действию.
- Начальная форма: расползающийся.
- Образовано от глагола расползаться с помощью суффикса причастия -ющ-.
- Постоянные морфологические признаки: возвратное, действительное, несовершенный вид, настоящее время.
- Непостоянные морфологические признаки: множественное число, именительный падеж.
- Синтаксическая роль в предложении: определение (в составе причастного оборота).
- Деепричастие: Прыгнув
- Обозначает добавочное действие.
- Образовано от глагола прыгнуть с помощью суффикса деепричастия -в-.
- Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное.
- Синтаксическая роль в предложении: обстоятельство.
Основная мысль текста глубоко раскрывает историю возникновения и последующего употребления буквы Ё в русском языке. Автор последовательно проводит читателя через ключевые этапы её существования: от идеи её создания Екатериной Дашковой на заседании Российской академии наук в 1783 году, через первое документально зафиксированное употребление Иваном Дмитриевым под руководством Николая Карамзина в 1795 году, до многовековых споров о её необходимости и, наконец, до современного возвращения к ней уважения. Текст подчёркивает уникальность этой буквы, её отсутствие в других системах письма, её «сакральное» место в алфавите и её важность для различения слов и предотвращения орфоэпических ошибок. Таким образом, вся суть повествования сводится к биографии буквы Ё, её пути от идеи до признания.
Исходя из этого, наиболее подходящим заголовком для текста является «Уникальная буква Ё». Этот заголовок точно отражает центральную идею текста, которая неоднократно подчёркивает особое положение буквы Ё. Текст начинает с утверждения, что «Буква Ё уникальна», затем приводит аргументы в пользу этой уникальности: её отсутствие в алфавитах других народов, её позиция под «сакральным» числом семь, её роль в образовании новых слов и её функция в различении омонимов и предотвращении ошибок. Заголовок «Уникальная буква Ё» служит ёмким и точным отражением главной характеристики и основного предмета обсуждения в тексте.
Что касается употребления кавычек, данный текст наглядно демонстрирует несколько случаев, когда они необходимы на письме. Во-первых, кавычки используются для выделения слов, которые являются непривычными, малоупотребительными или на которые автор хочет обратить особое внимание. Например, в тексте приводится выражение «сакральным» числом семь. Слово «сакральным» здесь взято в кавычки, чтобы подчеркнуть его необычность или особый, переносный смысл в данном контексте, указывая на то, что это не просто число, а число, имеющее некое мистическое или глубоко символическое значение.
Во-вторых, кавычки применяются для обозначения слов, употребленных в необычном или особом значении. Хотя это тесно связано с предыдущим пунктом, здесь акцент делается именно на изменении привычного смысла. Например, в тексте встречается фраза «в гнезде слов, объединённых святым понятием «семья»». Слово «семья» взято в кавычки, возможно, чтобы выделить его как ключевое понятие, вокруг которого группируются другие слова с буквой Ё, или чтобы подчеркнуть его особую значимость в контексте рассуждений о Ё.
В-третьих, кавычки используются для слов, представляющих собой малоизвестные термины. Хотя в данном тексте явных примеров таких терминов, взятых в кавычки, нет, правило подразумевает, что если бы автор ввёл, например, узкоспециализированное лингвистическое понятие, он бы выделил его кавычками для ясности.
В-четвёртых, кавычки обрамляют слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту). Это означает, что слово используется не в своём прямом, словарном значении, а как бы «временно» или «понарошку». В тексте мы видим примеры неправильного написания слов, таких как «шофер», «опёка», «афёра». Здесь кавычки указывают, что эти формы представлены как неправильные или ошибочные варианты, а не как правильные написания, то есть они используются в условном смысле «так пишут неправильно».
В-пятых, одним из наиболее распространённых случаев является выделение кавычками слов из предложений с прямой речью и цитат. В начале текста приводится прямая речь писателя Виктора Чумакова: «Буква Ё уникальна, — говорит известный современный писатель, историк Виктор Трофимович Чумаков. — Её нет в системах письма других народов. Она стоит в алфавите под «сакральным» числом семь. И не потому ли она так часто употребляется в гнезде слов, объединённых святым понятием «семья»: жёнушка, муженёк, тётушка, тёща, зятёк, куманёк. У нас до сих пор появляются новые слова, в которых живёт эта буква: гримёрка, зачётка, планёрка… Ну как не уважать её?» Весь этот фрагмент заключён в кавычки, поскольку он дословно передаёт слова другого человека.
И, наконец, в-шестых, кавычки обязательно используются для названий литературных произведений, газет, журналов, музыкальных произведений, картин и тому подобное. В тексте приводится пример: «руководил изданием его книги «И мои безделки» знаменитый историк и литератор Николай Михайлович Карамзин». Название книги «И мои безделки» взято в кавычки, поскольку это собственное наименование произведения.
Теперь перейдём к морфемному анализу выделенных слов.
Слово руководил является глаголом прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Корень слова здесь -руковод-. Это корень, который обозначает действие по управлению, направлению. Суффикс -и- является формообразующим суффиксом глагола, указывающим на его принадлежность к определённому спряжению. Суффикс -л- – это суффикс прошедшего времени глагола, который указывает на то, что действие уже произошло. Окончание в этом слове нулевое, так как это форма мужского рода единственного числа прошедшего времени. Основа слова – руководил-.
Слово рождена – это краткое страдательное причастие прошедшего времени женского рода, единственного числа. Корень слова -рожд-. Он связан со значением рождения, появления на свет. Суффикс -ен- является суффиксом страдательных причастий, указывающим на пассивное действие, направленное на объект. Окончание -а указывает на женский род и единственное число. Основа слова – рожден-.
Слово прекращались – это возвратный глагол прошедшего времени, множественного числа. Приставка пре- придаёт слову значение завершённости, полноты действия (как в «прервать», «пресытиться»). Корень слова -кращ-. Он связан со значением конца, остановки. Суффикс -а- является формообразующим суффиксом глагола. Суффикс -л- – это суффикс прошедшего времени. Окончание -и указывает на множественное число. Постфикс -сь (вариант -ся) указывает на возвратность действия, то есть действие, направленное на самого себя или происходящее само по себе. Основа слова – прекращались-.
Слово возвращается – это возвратный глагол настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. Приставка воз- (или вос- перед глухими) указывает на движение обратно или возобновление чего-либо. Корень слова -вращ-. Он связан со значением поворота, движения по кругу. Суффикс -а- является формообразующим суффиксом глагола. Окончание -ет указывает на 3-е лицо единственного числа настоящего времени. Постфикс -ся указывает на возвратность действия, что действие происходит само по себе или возвращается к субъекту. Основа слова – возвращает-ся.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!