
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 417 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
1) Но больше всего в моих ра(с, сс)казах участвовала река. Может быть (по)тому, что стояли летние жаркие дни может быть просто (по)тому, что я больше всего люблю реки. Тихое зеркало омута, которое разб..ваешь (в)дребезги прыгнув вниз головой с трав..нистого ласкового бережка, хрустальная влага, которая струится (в)доль тела омывая и охл..ждая каждую клеточку кожи рыбий всплеск на вечерней з..ре туманы ра(с, сс)ползающиеся от реки на пр..брежные луга, пря(н, нн)ые зап..хи в зар..слях кр..пивы, таволги и мяты, когда устроиш(?)ся в укромном уголке.
2) Всё и подлу(н, нн)ые холмы и (тёмно)красные клев..рные поля и влажные лесные тр..пинки и з..катное пышное небо весь окружающий меня мир к..зался мне пр..красным и (не)было (ни)какого из(?)яна в нём. Теперь, когда (в)дали от него я вдохнове(н, нн) ра(с, сс)казывал и восторже(н, нн)о ж..вописал, он к..зался мне ещё пр..краснее ещё сказочнее. Он казался мне пр..красным до сладкого зам..рания в груди. Ра(с, сс)ветные туманы мне вид..лись об..зательно розовыми плав..ющие среди водор..слей рыбки представлялись об..зательно золотыми с красными перьями роса на травах — то крупный жемчуг то бри(л, лл)ианты. (В. Солоухин)
- Графически выделите синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены, вводные слова, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения. Установите, какова роль этих конструкций в данных текстах.
- Составьте словообразовательные цепочки, показывая последовательность образования выделенных слов. Объясните лексическое значение этих слов.
- Выполните морфологический анализ одного причастия и одного деепричастия (на выбор).
1. Заполненный текст с исправленными ошибками и раскрытыми скобками:
Но больше всего в моих рассказах (сс на стыке приставки и корня) участвовала река. Может быть потому (союз), что стояли летние жаркие дни, может быть (вводное словосочетание), просто потому (союз), что я больше всего люблю реки. Тихое зеркало омута, которое разбиваешь (проверочное слово: бить) вдребезги (наречие), прыгнув вниз головой с травянистого (отымённое прилагательное с суффиксом -ян-, не исключение) ласкового бережка, хрустальная влага, которая струится вдоль (предлог) тела, омывая и охлаждая (проверочное слово: прохлада) каждую клеточку кожи, рыбий всплеск на вечерней заре (безударная гласная в корне, проверочное слово: зарЕчный) туманы расползающиеся (приставка рас- перед глухой к) от реки на прибрежные (приставка при- в значении «нахождение вблизи») луга, пряные (непроизводное прилагательное, запомнить) запахи (проверочное слово: пахнет) в зарослях (корень -рос-, не исключение) крапивы (словарное слово), таволги и мяты, когда устроишься (глагол 2-го лица единственного числа, окончание -ешь, мягкий знак сохраняется) в укромном уголке.
Всё: и подлунные (нн на стыке корня и суффикса) холмы, и тёмно-красные (сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета) клеверные (словарное слово) поля, и влажные лесные тропинки (проверочное слово: тропка) и закатное (словарное слово) пышное небо — весь окружающий меня мир казался (проверочное слово: кажется) мне прекрасным (словарное слово) и не было (частица не с глаголом пишется раздельно) никакого (отрицательное местоимение) изъяна (разделительный ъ) в нём. Теперь, когда вдали (наречие) от него я вдохновенно (наречие, образованное от прилагательного с нн) рассказывал (сс на стыке приставки и корня) и восторженно живописал (сочетания жи-ши пишутся с и), он казался (проверочное слово: кажется) мне ещё прекраснее (словарное слово) ещё сказочнее. Он казался мне прекрасным (словарное слово) до сладкого замирания (корень -мир-/-мер-, если нет суффикса -а-, пишется и) в груди. Рассветные (сс на стыке приставки и корня) туманы мне виделись (глагол 1-го спряжения) обязательно (словарное слово: обязан) розовыми, плавающие (глагол 1-го спряжения) среди водорослей (корень -рос-, не исключение) рыбки представлялись обязательно (словарное слово: обязан) золотыми с красными перьями, роса на травах — то крупный жемчуг, то бриллианты (словарное слово). (В. Солоухин)
2. Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение:
В данных текстах используются следующие осложняющие синтаксические конструкции, которые придают большую выразительность: однородные члены предложения, вводные слова, обращения, обособленные члены предложения и уточняющие члены предложения.
3. Словообразовательные цепочки и лексическое значение слов:
- травянистого ← травяной ← трава. Травянистый означает поросший густой травой.
- подлунные ← лунные ← луна. Подлунный означает находящийся на земле, земной.
- восторженно ← восторженный ← восторгать. Восторженный означает склонный к восторгу, легко приходящий в состояние восторга.
4. Морфологический анализ причастия и деепричастия:
- Причастие: Расползающиеся
- Обозначает признак предмета по действию.
- Начальная форма: расползающийся.
- Образовано от глагола расползаться с помощью суффикса причастия -ющ-.
- Постоянные морфологические признаки: возвратное, действительное, несовершенный вид, настоящее время.
- Непостоянные морфологические признаки: множественное число, именительный падеж.
- Синтаксическая роль в предложении: определение (в составе причастного оборота).
- Деепричастие: Прыгнув
- Обозначает добавочное действие.
- Образовано от глагола прыгнуть с помощью суффикса деепричастия -в-.
- Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное.
- Синтаксическая роль в предложении: обстоятельство.
Но больше всего в моих рассказах участвовала река. Слово «рассказах» пишется с двойной «сс» на стыке приставки «рас-» и корня «сказ-«. Приставка «рас-» пишется с «с», потому что корень начинается с глухого согласного «с». Может быть потому, что стояли летние жаркие дни, может быть, просто потому, что я больше всего люблю реки. Слово «потому» в данном контексте является составным союзом, выражающим причину, и пишется слитно. Оно соединяет части сложного предложения, указывая на основание для высказанной мысли. Тихое зеркало омута, которое разбиваешь вдребезги прыгнув вниз головой с травянистого ласкового бережка, хрустальная влага, которая струится вдоль тела, омывая и охлаждая каждую клеточку кожи, рыбий всплеск на вечерней заре, туманы, расползающиеся от реки на прибрежные луга, пряные запахи в зарослях крапивы, таволги и мяты, когда устроишься в укромном уголке.
В глаголе «разбиваешь» пишется «и» в корне, так как проверочное слово «бить» четко показывает эту гласную. Наречие «вдребезги» пишется слитно, так как образовано от существительного с предлогом и обозначает образ действия. Деепричастие «прыгнув» образовано от глагола совершенного вида «прыгнуть» и обозначает добавочное действие, предшествующее основному. Прилагательное «травянистого» образовано от существительного «трава» с помощью суффикса «-ян-«, который пишется с одной «н» и не является исключением. Предлог «вдоль» пишется слитно, обозначая направление по длине чего-либо. Деепричастия «омывая» и «охлаждая» пишутся через «а» в суффиксе, так как образованы от глаголов первого спряжения («омывать», «охлаждать»). В слове «охлаждая» в корне пишется «а», так как проверочное слово «прохлада» указывает на эту гласную. В слове «заре» пишется «а» в корне «-зар-/-зор-«, так как ударение падает не на корень (правило чередования гласных в корне). Причастие «расползающиеся» пишется с «с» в приставке «рас-«, так как следующая буква «п» является глухой согласной. Прилагательное «прибрежные» пишется с приставкой «при-«, так как она указывает на близость к чему-либо (к берегу). Прилагательное «пряные» является словарным словом, его написание с одной «н» необходимо запомнить. В слове «запахи» пишется «а» в корне, так как проверочное слово «пахнет» подтверждает эту гласную. В слове «зарослях» пишется «о» в корне «-рос-/-раст-/-ращ-«, так как после корня нет суффикса «-а-«. Слово «крапивы» является словарным, его написание нужно запомнить. В глаголе «устроишься» пишется мягкий знак, так как это глагол второго лица единственного числа, и мягкий знак сохраняется перед «-ся».
Всё: и подлунные холмы, и тёмно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо — весь окружающий меня мир казался мне прекрасным, и не было никакого изъяна в нём. Теперь, когда вдали от него я вдохновенно рассказывал и восторженно живописал, он казался мне ещё прекраснее, ещё сказочнее. Он казался мне прекрасным до сладкого замирания в груди. Рассветные туманы мне виделись обязательно розовыми, плавающие среди водорослей рыбки представлялись обязательно золотыми с красными перьями, роса на травах — то крупный жемчуг, то бриллианты.
В прилагательном «подлунные» пишется двойная «нн», так как одна «н» входит в состав корня «лун-«, а вторая «н» является суффиксом, образующим прилагательное от существительного. Сложное прилагательное «тёмно-красные» пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета. Слово «клеверные» является словарным. В слове «тропинки» пишется «о» в корне, так как проверочное слово «тропка» указывает на эту гласную. Слово «закатное» также является словарным. В глаголе «казался» пишется «а» в корне, так как проверочное слово «кажется» подтверждает эту гласную. Слово «прекрасным» является словарным. Частица «не» с глаголом «было» пишется раздельно. В отрицательном местоимении «никакого» «ни» пишется слитно, так как нет предлога между «ни» и местоимением. В слове «изъяна» пишется разделительный твёрдый знак «ъ» после приставки, оканчивающейся на согласную, перед гласной «я». Наречие «вдали» пишется слитно, так как образовано от существительного с предлогом и обозначает место. Наречие «вдохновенно» пишется с двойной «нн», так как образовано от прилагательного «вдохновенный», которое само пишется с «нн». В глаголе «рассказывал» снова двойная «сс» на стыке приставки и корня. Наречие «восторженно» пишется с двойной «нн», так как образовано от прилагательного «восторженный», которое пишется с «нн». В глаголе «живописал» пишется «и» после «ж» согласно правилу «жи-ши» пиши с «и». В слове «замирания» пишется «и» в корне «-мир-/-мер-«, так как после корня стоит суффикс «-а-«. В прилагательном «рассветные» пишется двойная «сс» на стыке приставки «рас-» и корня «свет-«. В глаголе «виделись» пишется «е» в корне, так как глагол «видеть» относится к первому спряжению (глагол-исключение). Слово «обязательно» является словарным, его написание нужно запомнить. В причастии «плавающие» пишется «а» в суффиксе, так как образовано от глагола первого спряжения «плавать». В слове «водорослей» пишется «о» в корне «-рос-/-раст-/-ращ-«, так как нет суффикса «-а-» после корня. Слово «бриллианты» является словарным.
В данных текстах синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение, играют ключевую роль в создании выразительности и детализации описываемого мира. Они позволяют автору не просто констатировать факты, но и глубоко раскрывать свои чувства, мысли, а также давать более полную и многогранную картину.
Однородные члены предложения, например, «туманы, расползающиеся… пряные запахи… крапивы, таволги и мяты«, создают эффект перечисления, погружая читателя в богатство и разнообразие мира природы. Они позволяют автору описывать множество деталей, не перегружая текст отдельными предложениями, что делает повествование более плавным и насыщенным. В другом примере, «и подлунные холмы, и тёмно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо», однородные члены с повторяющимся союзом «и» усиливают эмоциональное воздействие, подчеркивая всеобъемлющую красоту окружающего мира, которая поражала автора. Это создает ощущение полноты и гармонии.
Вводные слова и конструкции, такие как «Может быть, потому…», выражают степень уверенности автора, его предположения или отношение к излагаемым фактам. Они делают повествование более личным, субъективным, позволяют читателю лучше понять внутренний мир рассказчика и его рефлексию. Эти конструкции не несут основной информации, но добавляют смысловые оттенки, делая текст более живым и разговорным.
Обособленные члены предложения, особенно причастные и деепричастные обороты, значительно обогащают текст, добавляя дополнительную информацию о предметах и действиях. Например, «Тихое зеркало омута, которое разбиваешь вдребезги, прыгнув вниз головой с травянистого ласкового бережка«, или «хрустальная влага, которая струится вдоль тела, омывая и охлаждая каждую клеточку кожи«. Причастные обороты, такие как «туманы, расползающиеся от реки на прибрежные луга«, выступают в роли распространенных определений, детализируя качества существительных через их действия, что создает яркие, динамичные образы. Деепричастные обороты, как «прыгнув вниз головой…» или «омывая и охлаждая…», описывают добавочные действия, которые происходят одновременно с основным или предшествуют ему. Они делают описание более динамичным и наглядным, позволяя автору показать, как или почему происходит то или иное действие, не разрывая предложение на части. Эти конструкции позволяют автору передать сложность и многоплановость описываемых явлений, добавляя глубину и объем образам.
Таким образом, все эти синтаксические конструкции не просто усложняют предложение, но и служат мощным инструментом для усиления выразительности, создания ярких образов, передачи эмоционального состояния автора и более полного раскрытия темы. Они позволяют автору «живописать» мир, используя тонкие нюансы и детали.
Словообразовательные цепочки и лексическое значение слов:
- Слово «травянистого» образовано по следующей цепочке: сначала от существительного «трава» образовалось прилагательное «травяной» (с помощью суффикса -ян-, указывающего на отношение к траве или сделанное из травы). Затем от прилагательного «травяной» образовалось прилагательное «травянистый» (с помощью суффикса -ист-, который означает «обильный чем-либо», «похожий на что-либо» или «имеющий свойство чего-либо»). Лексическое значение слова «травянистый» — это «обильный травой, поросший травой» или «похожий на траву». В контексте текста «травянистого ласкового бережка» оно подчеркивает мягкость, зелень и естественность берега.
- Слово «подлунные» образовано следующим образом: от существительного «луна» образовалось прилагательное «лунный» (с помощью суффикса -н-, указывающего на отношение к луне). Затем от прилагательного «лунный» образовалось прилагательное «подлунный» (с помощью приставки «под-«, которая указывает на нахождение «под чем-либо»). Лексическое значение слова «подлунный» — это «находящийся под луной», что в более широком, часто поэтическом или философском смысле, означает «земной», «относящийся к земному миру», в отличие от небесного или божественного. В тексте «подлунные холмы» это подчеркивает их принадлежность к земному, осязаемому миру.
- Слово «восторженно» образовано так: сначала от существительного «восторг» образовался глагол «восторгать» (посредством суффикса -а-). Затем от глагола «восторгать» образовалось прилагательное «восторженный» (с помощью суффикса -енн-, указывающего на состояние или качество, наполненное восторгом). И, наконец, от прилагательного «восторженный» образовалось наречие «восторженно» (с помощью суффикса -о-, характерного для наречий, образованных от прилагательных). Лексическое значение слова «восторженно» — это «с восторгом», «проникнувшись восторгом», «выражая восторг». Оно описывает действие, которое совершается с сильным чувством восхищения, радости и энтузиазма, подчеркивая глубокую эмоциональную реакцию автора на воспоминания.
Морфологический анализ одного причастия и одного деепричастия:
Морфологический анализ причастия: «Расползающиеся»
- Общая характеристика: «Расползающиеся» — это особая форма глагола, причастие. Оно обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе грамматические свойства глагола (вид, время, залог) и прилагательного (изменяемость по родам, числам, падежам, согласование с существительным).
- Начальная форма: расползающийся (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Образование: Образовано от возвратного глагола несовершенного вида «расползаться» (I спряжение) с помощью суффикса действительных причастий настоящего времени «-ющ-«.
- Постоянные морфологические признаки:
- Возвратное: указывает на то, что действие направлено на сам субъект, о чем свидетельствует постфикс «-ся».
- Действительное: обозначает, что предмет сам совершает действие (туманы сами расползаются).
- Несовершенный вид: действие представлено как процесс, не имеющий завершения.
- Настоящее время: действие происходит одновременно с моментом речи или с основным действием в предложении.
- Непостоянные морфологические признаки:
- Множественное число: согласуется с существительным «туманы».
- Именительный падеж: согласуется с существительным «туманы», которое является подлежащим.
- Полная форма: как и прилагательные, имеет полную форму.
- Синтаксическая роль: В предложении «туманы, расползающиеся от реки на прибрежные луга,» причастие «расползающиеся» вместе с зависимыми словами образует причастный оборот, который является обособленным определением к подлежащему «туманы». Этот оборот дает дополнительную, детализирующую характеристику туманов, описывая их движение.
Морфологический анализ деепричастия: «Прыгнув»
- Общая характеристика: «Прыгнув» — это особая форма глагола, деепричастие. Оно обозначает добавочное действие, которое сопутствует основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола (вид, переходность/непереход
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!