
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 351 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Каждое предложение прочитайте вслух, соблюдая интонацию обособления. Затем спишите предложения, обозначая определяемые слова и обособленные несогласованные определения.
1) Слышится спор и говор, неистово кричит ребёнок, поезд стучит и громыхает, а солдат, в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке, сидит над спящими на своём сундучке. 2) Чудесные бабочки, и в ситцевых пёстреньких платьицах, и в японских нарядах, и в чёрно-лиловых бархатных шалях, залетали в гостиную. 3) Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома. 4) Играл зеркальный отблеск моря в вышинах сосен, и текла вдоль по коре, сухой и жёсткой, смола, прозрачнее стекла. (И. Бунин)
- Выполните синтаксический анализ первого предложения.
- Подберите синонимы к выделенным словам. Попробуйте объяснить, почему именно эти слова употреблены писателем в данных примерах.
- Перечислите имена прилагательные, употреблённые в этих предложениях. Определите разряд каждого прилагательного.
Первое предложение, «Слышится спор и говор, неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает, а солдат, в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке, сидит над спящими на своем сундучке,» является повествовательным, невосклицательным, сложным, и состоит из четырёх простых предложений, соединённых бессоюзной и сочинительной связью. Первое простое предложение является двусоставным, полным, нераспространённым и осложнено однородными подлежащими. Второе простое предложение также двусоставное, полное, но распространённое и не осложнено. Третье простое предложение является двусоставным, полным, нераспространённым и осложнено однородными сказуемыми. Наконец, четвёртое простое предложение двусоставное, полное, распространённое и осложнено обособленным несогласованным определением.
Для слова неистово можно подобрать синонимы: безудержно, яростно, исступлённо. К глаголу кричит синонимами будут: орёт, вопит, голосит. Глагол громыхает имеет синонимы: гремит, грохочет, бабахает. Прилагательное зеркальный можно заменить словами: глянцевый, гладкий, блестящий. Существительное отблеск имеет синонимы: отражение, отсвет, блик. Автор употребил именно эти слова, так как они наиболее точно и образно передают то, о чём говорится в предложениях, создавая яркие и выразительные образы.
В данных предложениях использованы следующие прилагательные с указанием их разряда: новой (качественное), ситцевой (относительное), чёрном (качественное), чудесные (качественное), ситцевых (относительное), пёстреньких (качественное), японских (относительное), чёрно-лиловых (качественное), бархатных (относительное), зеркальный (качественное), сухой (качественное), жёсткой (качественное), прозрачнее (качественное).
Предложения, представленные для анализа, содержат в себе яркие примеры обособленных несогласованных определений, которые придают тексту особую выразительность и детализацию. В первом предложении: «Слышится спор и говор, неистово кричит ребёнок, поезд стучит и громыхает, а солдат, в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке, сидит над спящими на своем сундучке», обособленное несогласованное определение «в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке» относится к слову «солдат». Оно выражено предложным падежом существительных («рубахе», «галстуке») с прилагательными и обособляется, так как стоит после определяемого слова и несёт дополнительное, уточняющее значение, описывая внешний вид солдата. Во втором предложении: «Чудесные бабочки, и в ситцевых пёстреньких платьицах, и в японских нарядах, и в чёрно-лиловых бархатных шалях, залетали в гостиную», обособленное несогласованное определение «и в ситцевых пёстреньких платьицах, и в японских нарядах, и в чёрно-лиловых бархатных шалях» относится к слову «бабочки». Здесь мы видим ряд однородных несогласованных определений, выраженных предложными конструкциями, которые детализируют, в чём именно были одеты бабочки, и обособляются запятыми, чтобы выделить эту дополнительную информацию. В третьем предложении: «Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома», обособленное несогласованное определение «окнами на запад и на север» относится к слову «комната». Оно выражено существительным в творительном падеже с предложной конструкцией и обособляется, так как уточняет важную характеристику комнаты – её расположение относительно сторон света. Наконец, в четвёртом предложении: «Играл зеркальный отблеск моря в вышинах сосен, и текла вдоль по коре, сухой и жёсткой, смола, прозрачнее стекла«, обособленное несогласованное определение «прозрачнее стекла» относится к слову «смола». Это определение выражено сравнительной степенью прилагательного с дополнением и обособляется, чтобы подчеркнуть особую степень прозрачности смолы, выделяя эту деталь.
Синтаксический анализ первого предложения, «Слышится спор и говор, неистово кричит ребёнок, поезд стучит и громыхает, а солдат, в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке, сидит над спящими на своем сундучке», позволяет глубоко понять его структуру. По цели высказывания это предложение является повествовательным, так как оно сообщает о событиях, не задавая вопросов и не выражая побуждений. По эмоциональной окраске оно невосклицательное, произносится спокойно, без особых интонационных выделений. По своей структуре это сложное предложение, поскольку в нём содержится несколько грамматических основ, а именно четыре. Эти простые предложения соединены между собой как бессоюзной, так и сочинительной связью. Первое простое предложение («Слышится спор и говор») и второе («неистово кричит ребёнок») связаны бессоюзно, равно как и второе с третьим («поезд стучит и громыхает»). А вот третье и четвёртое простое предложение («а солдат… сидит…») соединены сочинительным противительным союзом «а».
Рассмотрим каждое простое предложение в составе этого сложного. Первое простое предложение: «Слышится спор и говор«. Его грамматическая основа – подлежащие «спор и говор» (однородные существительные в именительном падеже) и сказуемое «слышится» (глагол в форме 3-го лица единственного числа). Это предложение является двусоставным, поскольку в нём присутствуют и подлежащее, и сказуемое. Оно полное, так как не пропущены никакие члены предложения, необходимые для понимания смысла. По распространённости оно нераспространённое, потому что, помимо главных членов (подлежащего и сказуемого), в нём нет второстепенных членов (дополнений, определений, обстоятельств). Однако оно осложнено однородными подлежащими («спор» и «говор»), которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и относятся к одному и тому же сказуемому.
Второе простое предложение: «неистово кричит ребёнок«. Его грамматическая основа – подлежащее «ребёнок» (существительное в именительном падеже) и сказуемое «кричит» (глагол в форме 3-го лица единственного числа). Это предложение также двусоставное и полное. В отличие от первого, оно распространённое, так как содержит второстепенный член – обстоятельство образа действия «неистово» (наречие), которое поясняет, как именно кричит ребёнок. Это предложение не осложнено никакими однородными членами или обособленными оборотами.
Третье простое предложение: «поезд стучит и громыхает«. Его грамматическая основа – подлежащее «поезд» (существительное в именительном падеже) и однородные сказуемые «стучит и громыхает» (глаголы в форме 3-го лица единственного числа). Это предложение двусоставное и полное. По распространённости оно нераспространённое, поскольку не имеет второстепенных членов. Однако оно осложнено однородными сказуемыми («стучит» и «громыхает»), которые относятся к одному подлежащему и выражают последовательные или одновременные действия.
Четвёртое простое предложение: «а солдат, в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке, сидит над спящими на своем сундучке«. Его грамматическая основа – подлежащее «солдат» (существительное в именительном падеже) и сказуемое «сидит» (глагол в форме 3-го лица единственного числа). Это предложение двусоставное и полное. Оно распространённое, так как включает в себя второстепенные члены: дополнение «над спящими» (существительное с предлогом, обозначающее объект действия) и обстоятельство места «на своем сундучке» (существительное с предлогом, указывающее на место действия). Это предложение осложнено обособленным несогласованным определением «в новой ситцевой рубахе и в чёрном галстуке«, которое, как уже было сказано, относится к подлежащему «солдат» и выражает его внешний вид, выделяясь интонационно и пунктуационно.
Подбирая синонимы к выделенным словам, можно заметить, как точно И. Бунин выбирает лексику для создания атмосферы и образов. Слово «неистово» можно заменить синонимами безудержно, яростно, исступлённо. Выбор Бунина падает на «неистово», потому что это слово передаёт не просто громкость, а крайнюю степень проявления, неконтролируемую силу крика ребёнка, что очень точно передаёт ощущение хаоса и дискомфорта в вагоне поезда, где каждый звук усиливается и давит. Глагол «кричит» имеет синонимы орёт, вопит, голосит. «Кричит» – это более нейтральный, но при этом достаточно сильный глагол, который хорошо вписывается в общую картину шума. «Орёт» мог бы придать оттенок грубости, «вопит» – оттенок жалости или страдания, а «голосит» – оттенок плача или причитания. «Кричит» же передаёт просто факт громкого, пронзительного звука, исходящего от ребёнка, не углубляясь в конкретную эмоциональную подоплёку, что позволяет читателю домысливать её самому. Слово «громыхает» можно заменить синонимами гремит, грохочет, бабахает. «Громыхает» – это очень звучное и образное слово, которое прекрасно передаёт тяжёлый, раскатистый, непрерывный звук движущегося поезда. Оно сильнее, чем «гремит», которое может быть использовано для более лёгких или прерывистых звуков, и более выразительно, чем «грохочет», которое, хотя и близко, но может не передавать той же протяжённости и монотонности. «Бабахает» же подразумевает более резкие, отрывистые звуки. Таким образом, «громыхает» идеально передаёт мощь и ритм железнодорожного движения. Прилагательное «зеркальный» имеет синонимы глянцевый, гладкий, блестящий. «Зеркальный» – это не просто блестящий, это отражающий, как зеркало. Этот выбор подчёркивает, что отблеск моря не просто светится, а создаёт чёткое, хотя и движущееся, изображение на соснах, что добавляет картине глубины и визуальной ясности. Существительное «отблеск» можно заменить синонимами отражение, отсвет, блик. «Отблеск» – это короткое, мимолётное отражение света, часто с переливами. Это слово передаёт динамику и эфемерность явления: свет от моря не статично лежит на соснах, а играет, мерцает, создавая живую, меняющуюся картину. «Отражение» было бы слишком общим, «отсвет» – менее динамичным, а «блик» – слишком маленьким и точечным. Таким образом, Бунин использует эти слова, потому что они наиболее точно и образно передают те нюансы и ощущения, которые он хочет вызвать у читателя, создавая яркие и запоминающиеся картины.
В данных предложениях употреблены прилагательные различных разрядов. К качественным прилагательным относятся те, которые обозначают признак предмета, способный проявляться в большей или меньшей степени, могут иметь степени сравнения и краткие формы. Среди них:
- новой (рубахе) – можно сказать «новее», «самый новый».
- чёрном (галстуке) – можно сказать «чернее», «самый чёрный».
- чудесные (бабочки) – можно сказать «чудеснее», «самый чудесный».
- пёстреньких (платьицах) – это уменьшительно-ласкательная форма от «пёстрый», но всё равно указывает на качество, которое может быть более или менее выражено.
- чёрно-лиловых (шалях) – описывает конкретный оттенок цвета, что является качественным признаком.
- зеркальный (отблеск) – указывает на свойство поверхности быть подобной зеркалу, что является качеством.
- сухой (коре) – можно сказать «суше», «самый сухой».
- жёсткой (коре) – можно сказать «жёстче», «самый жёсткий».
- прозрачнее (стекла) – это сравнительная степень от «прозрачный», что является качественным прилагательным.
К относительным прилагательным относятся те, которые обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету, материалу, месту, времени, действию и т.д. Они не имеют степеней сравнения и кратких форм. Среди них:
- ситцевой (рубахе) и ситцевых (платьицах) – указывают на материал, из которого изготовлена вещь (ситец).
- японских (нарядах) – указывают на происхождение или стиль (отношение к Японии).
- бархатных (шалях) – указывают на материал (бархат). Прилагательные в тексте Бунина не только описывают, но и создают особую атмосферу, наполняя образы деталями и оттенками, что является характерной чертой его стиля.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!