
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 308 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Спишите, объясняя постановку знаков препинания. Докажите, что в скобках даны вставные конструкции. Выразительно прочитайте эти отрывки.
- Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму.
- Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась.
- Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт!
- Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. (А. Пушкин)
- И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. (А. Блок)
С помощью толкового словарика учебника объясните лексическое значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.
Определите смысловые различия слов невежа и невежда. Почему в отрывке использовано второе слово? Проверьте себя по толковому словарику учебника.
В представленных отрывках знаки препинания используются для выделения вставных конструкций, которые передают дополнительную информацию и обособляются скобками.
В первом отрывке: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. Здесь конструкция «(русская душою, Сама не зная почему)» является вставной, уточняющей характеристику Татьяны и причину её любви к русской зиме. Она представляет собой деепричастный оборот и придаточное предложение, которые вводятся в основное предложение для добавления пояснительных деталей.
Во втором отрывке: Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась. Конструкция «(Как говорится, машинально)» также является вставной, содержащей вводное словосочетание и наречие, которые поясняют, каким образом Татьяна оперлась, добавляя информацию о её действии.
В третьем отрывке: Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! Здесь «(лестная надежда!)» выступает как вставная конструкция, выражающая отношение говорящего к высказыванию, его предположение, и выделяется скобками.
В четвёртом отрывке: Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Конструкция «(совесть в том порукой)» является вставной, указывающей на основание для веры, подтверждающее сказанное.
В пятом отрывке: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. Здесь «(Иль это только снится мне?)» — это вставная конструкция в форме риторического вопроса, выражающая сомнение или размышление автора, добавляющая эмоциональный оттенок.
Лексическое значение выделенных слов и их синонимы:
Машинально (синоним — непроизвольно) означает бессознательно, в силу сложившейся привычки.
Лестная (синоним — напрасная) описывает нечто, дающее удовлетворение самолюбию.
Невежда (синоним — неуч) — это малообразованный человек.
Прославленный (синоним — знаменитый) — тот, кто создал себе славу, известный.
Молвить (синоним — говорить) — это устаревшее слово, означающее сказать.
Смысловые различия слов-паронимов невежа и невежда заключены в их значении. Невежда — это малообразованный человек, неуч, несведущий в какой-либо области знания. В то время как невежа — это грубый, невоспитанный, невежливый человек. В отрывке использовано слово невежда, потому что имеется в виду именно то, что даже малообразованный человек будет знать поэта, настолько он станет известным.
В представленных отрывках знаки препинания, а именно скобки, используются для выделения вставных конструкций. Эти конструкции являются особым видом обособленных членов предложения или целых предложений, которые содержат дополнительную, поясняющую, уточняющую или комментирующую информацию. Они как бы «вставляются» в основное предложение, не нарушая его грамматической структуры, но значительно обогащая его смысл и добавляя авторские ремарки, эмоциональные оценки или пояснения. Доказать, что это вставные конструкции, можно, попробовав мысленно удалить их из текста: основное предложение останется грамматически верным, хотя и потеряет часть своей смысловой полноты.
Рассмотрим каждый отрывок более подробно:
В первом отрывке: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. Здесь вставной конструкцией является фраза (русская душою, Сама не зная почему). Она представляет собой сложное дополнение к характеристике Татьяны. Часть «русская душою» — это приложение, выражающее её внутреннюю сущность, а «Сама не зная почему» — это деепричастный оборот, указывающий на причину, которая остаётся для самой Татьяны неосознанной. Эта конструкция вставлена для того, чтобы дать читателю более глубокое понимание характера героини: несмотря на её внешнюю «холодную красоту», внутренне она глубоко связана с русским миром и его традициями, что проявляется в её любви к русской зиме. Скобки здесь используются для того, чтобы показать, что эта информация является дополнительной, своего рода авторским комментарием, который раскрывает внутренний мир персонажа, не являясь при этом основной частью повествования о её действии. Это позволяет автору как бы «отступить» от прямого описания и дать психологическую характеристику.
Во втором отрывке: Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась. Вставной конструкцией является (Как говорится, машинально). Эта конструкция состоит из вводного словосочетания «Как говорится», которое указывает на общеизвестность или типичность описываемого действия, и наречия «машинально», которое уточняет способ действия. Вместе они поясняют, что действие Татьяны — то, как она оперлась — было не обдуманным, а произошло автоматически, возможно, под влиянием момента или привычки, что подчёркивает её состояние печали и отсутствие активного сопротивления. Скобки здесь служат для выделения этой ремарки, которая является пояснением к действию, но не его неотъемлемой частью. Она добавляет психологический нюанс, характеризуя реакцию героини как непроизвольную, что усиливает ощущение её пассивности и подавленности.
В третьем отрывке: Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! Здесь вставная конструкция — (лестная надежда!). Это восклицательное предложение, выражающее эмоциональную оценку автора по отношению к высказанной им же мысли. Основное предложение «Быть может… Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет» выражает предположение о будущей славе. Вставная конструкция «лестная надежда!» показывает, что это предположение является для автора желаемым и приятным, даже если оно кажется несколько наивным или тщеславным. Скобки используются для того, чтобы выделить эту эмоциональную вставку, которая является прямым выражением чувств автора, его личным отношением к собственной будущей известности. Это делает текст более живым и позволяет читателю почувствовать личное отношение поэта к теме его наследия.
В четвёртом отрывке: Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Вставная конструкция здесь — (совесть в том порукой). Это пояснительное предложение, которое служит гарантией или подтверждением истинности слов, сказанных в основном предложении. Говорящий призывает верить его словам («Поверьте»), а вставная конструкция указывает на то, что его совесть является залогом правдивости этих слов. Это придаёт высказыванию особую убедительность и искренность, подчёркивая серьёзность заявления о будущих страданиях в браке. Скобки здесь используются для выделения этой клятвенной или заверительной фразы, которая усиливает воздействие основного сообщения, делая его более весомым и надёжным.
В пятом отрывке: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. Вставной конструкцией является (Иль это только снится мне?). Это вопросительное предложение, которое вносит элемент сомнения, неопределённости или мечтательности в описание. Основное предложение описывает повторяющееся, почти мистическое явление — появление девичьего стана в окне. Вставной вопрос заставляет читателя задуматься о реальности происходящего: это действительно происходит или это лишь видение, сон, плод воображения наблюдателя? Скобки здесь выделяют эту авторскую рефлексию, которая не является частью прямого описания, но добавляет тексту глубины, поэтичности и загадочности, характерной для лирики Александра Блока. Это подчёркивает субъективное восприятие описываемой сцены.
Перейдём к лексическому значению выделенных слов и их синонимам, а также к различиям между паронимами.
Машинально Лексическое значение: Это наречие, которое описывает действие, совершаемое без участия сознания, автоматически, непроизвольно, по привычке или рефлекторно. Когда человек делает что-то машинально, он не обдумывает каждое движение, а действует как бы на «автопилоте». Это может быть связано с отвлечением внимания, глубокой задумчивостью, сильными эмоциями или просто многократным повторением одного и того же действия. Синонимы: непроизвольно, автоматически, бессознательно, рефлекторно, инстинктивно, по привычке, бездумно, механически.
Лестная Лексическое значение: Это прилагательное, описывающее что-либо, что льстит, доставляет удовольствие самолюбию, приятно для слуха или вызывает чувство гордости. Оно относится к тому, что вызывает положительные эмоции, связанные с признанием, похвалой или удовлетворением собственных амбиций. Если надежда «лестная», это значит, что она приятна и желанна для того, кто её питает, даже если её осуществление маловероятно. Синонимы: льстящая, приятная, похвальная, ободряющая, утешительная, лестная (в значении «вызывающая лесть»). Важно отметить, что в исходном тексте в качестве синонима к «лестная» ошибочно указано «напрасная». Это не синоним, а скорее антоним или характеристика судьбы этой надежды, указывающая на её тщетность, а не на её качество быть приятной. «Лестная надежда» означает «приятная, льстящая самолюбию надежда», а не «бесполезная надежда».
Невежда Лексическое значение: Это существительное, обозначающее человека, который малообразован, несведущ, не имеет достаточных знаний в какой-либо области или вообще необразован. Этот термин акцентирует внимание на недостатке интеллектуальных знаний, эрудиции или профессиональных навыков. Синонимы: неуч, неучёный, несведущий, неграмотный, малограмотный, профанатор (тот, кто искажает знания), дилетант (в определённой области).
Прославленный Лексическое значение: Это причастие, перешедшее в прилагательное, обозначающее того, кто получил широкую известность, славу, признание; широко известный, знаменитый, почитаемый. Это означает, что человек или предмет достиг такого уровня известности, что о нём говорят и знают многие. Синонимы: знаменитый, известный, выдающийся, великий, именитый, признанный, легендарный, почитаемый, достославный.
Молвить Лексическое значение: Это устаревший или высокопарный глагол, означающий сказать, произнести, высказать что-либо. Он часто используется в поэтической речи или в текстах, стилизованных под старину, чтобы придать высказыванию особую торжественность или архаичность. Синонимы: сказать, говорить, произнести, изречь, вымолвить (часто с оттенком трудности или нежелания), промолвить.
Теперь рассмотрим смысловые различия между словами-паронимами невежа и невежда, а также объясним, почему в отрывке использовано именно второе слово.
Невежа Это слово относится к манерам, поведению и воспитанию. Невежа — это человек, который груб, невоспитан, несоблюдает правила приличия, невежлив в общении с другими. Он может быть образованным и умным, но при этом вести себя неприлично, оскорбительно или просто некультурно в социальной среде. Например, человек, который чавкает за столом, не здоровается или перебивает собеседника, является невежей.
Невежда Это слово относится к знаниям, образованию и эрудиции. Невежда — это человек, который необразован, несведущ, не имеет достаточных знаний в какой-либо области или вообще. Он может быть очень вежливым и хорошо воспитанным, но при этом не знать элементарных вещей в науке, истории или искусстве. Например, человек, который не знает столицу своей страны или не знаком с классической литературой, является невеждой.
В отрывке Александра Пушкина: «Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт!» — использовано слово невежда. Выбор этого слова не случаен и глубоко символичен. Поэт размышляет о своей посмертной славе и о том, кто будет помнить его. Он выражает надежду, что его известность будет настолько велика, что даже малообразованный человек, тот, кто не является учёным или знатоком литературы, сможет узнать его портрет и признать его поэтом. Это подчёркивает желание Пушкина достичь всенародной славы, выйти за рамки узкого круга образованной элиты. Если бы было использовано слово «невежа», это означало бы, что даже грубый или невоспитанный человек признает его, что не несёт того же смыслового оттенка. Пушкину важно, чтобы его творчество было доступно и понятно широким массам, чтобы его имя стало общеизвестным, независимо от уровня образования людей. Таким образом, использование слова «невежда» подчёркивает масштаб и долговечность его предполагаемой славы, которая преодолеет барьеры необразованности и достигнет каждого.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!