1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 8 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
8 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.

ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 30 Разумовская, Львова — Подробные Ответы

Упражнение
  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание не со словами разных частей речи.

1) Учё(н, нн)ые назвали океан гидрокосмосом. Для нас, ж..вущих на суше, он всё ещё ост..ётся мало изуче(н, нн)ой и д..леко (не)гостепр..имной средой. (Из газет) 2) Вп..реди пок..зались (не)ясные оч..ртания огромных деревьев но ок..залось что это (не)высокие пр..брежные кусты. (А. Н. Толстой) 3) Пусте..т воздух птиц (не)слышно боле… (Ф. Тютчев) 4) И лес (не)вед..мый лучам в тумане спрята(н, нн)ого солнца кругом шумел. (А. Пушкин) 5) На ч..твёртые сутки (не)настья тучи (не)много ра(с, сс)еялись. (С. Залыгин) 6) (Не)умолкая шумело за окном море. (И. Бунин) 7) Время б..жит быстро. (Не)заметно проходит день (не)заметно наступают потёмки. (А. Чехов)

  • Объясните правописание пропущенных букв и слов со скобками.
  • Выберите по одному существительному, глаголу и деепричастию, выполните их морфологический анализ.
  • Объясните лексическое значение выделенных слов, обратившись к ресурсам Интернета.
  • Во втором предложении найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. Укажите морфемный состав этого слова.
Краткий ответ:
  1. Учёные назвали океан гидрокосмосом. Для нас, живущих на суше, он всё ещё остаётся мало изученной и далеко не гостеприимной средой. Объяснение: Учёные – пишется НН, так как образовано от глагола совершенного вида «учить» с суффиксом -енн-. Остаётся – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «остался». Изученной – пишется НН, так как это полное страдательное причастие совершенного вида, образованное от глагола «изучить». Далеко – наречие, пишется слитно. Не гостеприимнойне с прилагательным «гостеприимной» пишется раздельно, так как есть усиливающее отрицание «далеко не».
  2. Впереди показались неясные очертания огромных деревьев, но оказалось, что это невысокие прибрежные кусты. Объяснение: Показались – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «покажется». Неясныене с прилагательным «ясные» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без «не» (смутные), и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание. Очертания – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «чертит». Оказалось – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «окажется». Невысокиене с прилагательным «высокие» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без «не» (низкие), и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание. Прибрежные – приставка при- в значении «нахождение вблизи чего-либо» (берега).
  3. Пустеет воздух, птиц неслышно более… Объяснение: Пустеет – глагол 1-го спряжения. Неслышноне с наречием на -о пишется слитно, так как можно заменить синонимом без «не» (тихо), и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание.
  4. И лес неведомый лучам в тумане спрятанного солнца кругом шумел. Объяснение: Неведомыйне с причастием «ведомый» пишется слитно, так как нет зависимых слов и противопоставления. Это слово уже стало прилагательным, потеряв причастное значение. Спрятанного – пишется НН, так как это полное страдательное причастие совершенного вида, образованное от глагола «спрятать». Шумел – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «шум».
  5. На четвёртые сутки ненастья тучи немного рассеялись. Объяснение: Четвёртые – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «четверть». Ненастьяне с существительным «настья» пишется слитно, так как слово без «не» не употребляется. Немногоне с наречием «много» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без «не» (мало), и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание. Рассеялись – приставка рас- перед глухой согласной с; пишется е в корне (на стыке приставки и корня, «сеять»).
  6. Не умолкая шумело за окном море. Объяснение: Не умолкаяне с деепричастием «умолкая» пишется раздельно. Шумело – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «шум».
  7. Время бежит быстро. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Объяснение: Бежит – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «бег». Незаметноне с наречием на -о пишется слитно, так как можно заменить синонимом без «не» (постепенно), и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание. Потёмки – проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово «темнота».

Морфологический анализ слов:

Существительное: океаном Часть речи: имя существительное. Морфологические признаки: Начальная форма: океан (именительный падеж, единственное число). Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль: в предложении является обстоятельством.

Причастие: живущих Часть речи: причастие, образовано от глагола «жить». Морфологические признаки: Начальная форма: живущий (именительный падеж, единственное число, мужской род). Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид. Непостоянные признаки: множественное число, родительный падеж, полная форма. Синтаксическая роль: в предложении причастие в полной форме выступает в роли определения.

Глагол: шумело Часть речи: глагол. Морфологические признаки: Начальная форма: шуметь (инфинитив). Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род. Синтаксическая роль: в предложении глагол чаще всего выступает в роли сказуемого.

Лексическое значение выделенных слов:

Гидрокосмос – подводное пространство моря, океана. Среда – окружающее пространство, совокупность условий, в которых что-либо существует. Неясные – смутные, нечёткие, трудноразличимые. Очертания – контуры, абрис, внешние линии какого-либо предмета. Прибрежные – находящиеся вблизи берега. Неведомый – неизвестный, неизученный, непознанный. Спрятанного – скрытого, утаённого от глаз. Ненастья – плохая погода, со снегом, дождём, ветром. Рассеялись – разошлись в разные стороны, исчезли, развеялись. Не умолкая – не переставая, непрерывно. Незаметно – постепенно, исподволь, без видимых изменений. Потёмки – темнота, сумерки.

Во втором предложении прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом: прибрежные.

Морфемный состав слова: При- – приставка. -бреж- – корень (от слова «берег», с чередованием г/ж). -н- – суффикс. -ые – окончание. Основа слова: прибрежн-.

Подробный ответ:

В первом предложении, «Учёные назвали океан гидрокосмосом. Для нас, живущих на суше, он всё ещё остаётся мало изученной и далеко не гостеприимной средой», мы видим несколько орфограмм и пунктограмм. Слово «учёные» пишется с одной буквой «н», так как это прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида «учить» при помощи суффикса -ён-, а не страдательное причастие. Однако, в данном контексте, слово «учёные» выступает как существительное, обозначающее группу людей, занимающихся наукой, и в этом случае оно пишется с одной «н». Глагол «остаётся» пишется через «а», так как это безударная гласная в корне, которую можно проверить словом «остался», где ударение падает на «а». Слово «изученной» является полным страдательным причастием совершенного вида, образованным от глагола «изучить» (что сделать? – совершенный вид), и имеет приставку «из-«, поэтому в нём пишется две буквы «нн». Если бы это было краткое причастие («изучена»), то писалась бы одна «н». Написание «не гостеприимной» раздельно объясняется наличием усиливающего отрицание слова «далеко», которое требует раздельного написания частицы «не» с прилагательным «гостеприимной». Без этого слова, «негостеприимная» могло бы писаться слитно, если бы не было противопоставления и можно было бы подобрать синоним без «не». Запятая после слова «нас» выделяет причастный оборот «живущих на суше», который относится к местоимению «нас» и стоит после него, выполняя функцию определения.

Во втором предложении, «Впереди показались неясные очертания огромных деревьев, но оказалось, что это невысокие прибрежные кусты», слово «показались» пишется через «а», так как это безударная гласная в корне, проверяемая словом «покажется». Слово «неясные» пишется слитно с «не», потому что это прилагательное, к которому можно подобрать синоним без «не» – «смутные», и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание. «Очертания» пишется через «е», так как это безударная гласная в корне, проверяемая словом «чертит». Глагол «оказалось» пишется через «а», проверяемое словом «окажется». Слово «невысокие» пишется слитно с «не» по той же причине, что и «неясные»: можно заменить синонимом «низкие», и нет условий для раздельного написания. «Прибрежные» пишется с приставкой «при-«, которая указывает на близость к чему-либо, в данном случае к берегу. Запятые в этом предложении разделяют части сложносочинённого предложения («Впереди показались… деревьев, но оказалось…») и сложноподчинённого предложения («оказалось, что это… кусты»).

В третьем предложении, «Пустеет воздух, птиц неслышно боле…», глагол «пустеет» относится к первому спряжению, так как оканчивается на -еть (пустеть), и в третьем лице единственного числа имеет окончание -ет. Слово «неслышно» пишется слитно с «не», так как это наречие на -о, к которому можно подобрать синоним «тихо», и нет противопоставления. Запятая разделяет однородные члены предложения или части бессоюзного сложного предложения.

В четвёртом предложении, «И лес неведомый лучам в тумане спрятанного солнца кругом шумел«, слово «неведомый» пишется слитно с «не», так как оно употребляется как прилагательное, обозначающее постоянный признак предмета («неизвестный»), и не имеет зависимых слов, которые бы превратили его в причастие, требующее раздельного написания. Слово «спрятанного» является полным страдательным причастием совершенного вида, образованным от глагола «спрятать» (что сделать? – совершенный вид), и имеет приставку «с-«, поэтому в нём пишется две буквы «нн». Глагол «шумел» пишется через «у», так как это безударная гласная в корне, проверяемая словом «шум».

В пятом предложении, «На четвёртые сутки ненастья тучи немного рассеялись«, слово «четвёртые» пишется через «е», проверяемое словом «четверть». Слово «ненастья» пишется слитно с «не», потому что без «не» оно не употребляется («настье» не существует в современном русском языке как самостоятельное слово). Наречие «немного» пишется слитно с «не», так как его можно заменить синонимом «мало», и нет противопоставления. Глагол «рассеялись» пишется с приставкой «рас-» (перед глухой согласной «с») и имеет безударную гласную «е» в корне, которая проверяется словом «сеять».

В шестом предложении, «Не умолкая шумело за окном море», «не умолкая» пишется раздельно, так как «не» с деепричастиями всегда пишется раздельно, за исключением тех, которые без «не» не употребляются (например, «ненавидя»). Глагол «шумело» пишется через «у», проверяемое словом «шум».

В седьмом предложении, «Время бежит быстро. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки«, глагол «бежит» пишется через «е», проверяемое словом «бег». Наречие «незаметно» пишется слитно с «не», так как его можно заменить синонимом «постепенно», и нет противопоставления. Слово «потёмки» пишется через «о», проверяемое словом «темнота». Запятая в предложении разделяет части сложного предложения, где «незаметно проходит день» и «незаметно наступают потёмки» являются однородными сказуемыми, относящимися к разным подлежащим, или же это части бессоюзного сложного предложения.

Перейдём к морфологическому анализу выбранных слов.

Для существительного «океаном» (из первого предложения): Это слово является именем существительным, так как оно обозначает предмет (в данном случае, водное пространство) и отвечает на вопрос «чем?». Его начальная форма — «океан» (именительный падеж, единственное число). К постоянным морфологическим признакам относятся: оно нарицательное, потому что обозначает общее название для множества подобных объектов, а не конкретное, уникальное имя; оно неодушевлённое, так как не обозначает живое существо; оно мужского рода, что определяется по нулевому окончанию в именительном падеже единственного числа; и относится ко 2-му склонению, так как это существительное мужского рода с нулевым окончанием. Непостоянные признаки включают: творительный падеж (отвечает на вопрос «чем?») и единственное число. В предложении «Учёные назвали океан гидрокосмосом» слово «океаном» (хотя в оригинале оно дано в винительном падеже «океан», а пример морфологического разбора почему-то использует «океаном» в творительном падеже) выступает в роли дополнения, обозначая объект действия.

Для причастия «живущих» (из первого предложения): Это слово является причастием, так как оно образовано от глагола «жить» и обладает как глагольными (обозначает действие), так и признаками прилагательного (согласуется с существительным «нас»). Его начальная форма — «живущий» (именительный падеж, единственное число, мужской род). Постоянные признаки: это действительное причастие, так как обозначает признак предмета по действию, которое он сам совершает; оно несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делающий?»), так как образовано от глагола несовершенного вида «жить»; и относится к настоящему времени. Непостоянные признаки: оно стоит во множественном числе, так как относится к «нас» (множественное число); в родительном падеже (отвечает на вопрос «кого?»), так как является частью причастного оборота, зависящего от местоимения; и имеет полную форму. В предложении «Для нас, живущих на суше…» причастие «живущих» в составе причастного оборота «живущих на суше» выступает в роли определения, характеризуя местоимение «нас».

Для глагола «шумело» (из четвёртого и шестого предложений): Это слово является глаголом, так как оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делало?». Его начальная форма — «шуметь» (инфинитив). Постоянные признаки: оно относится к 1-му спряжению (оканчивается на -еть, не является исключением); является непереходным, так как не может иметь прямого дополнения в винительном падеже без предлога; и несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делать?»), так как обозначает действие в процессе или повторяющееся. Непостоянные признаки: оно стоит в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие); в прошедшем времени (отвечает на вопрос «что делало?»); в единственном числе; и в среднем роде (согласуется с подлежащим «лес» или «море», которые в данном случае являются неодушевлёнными существительными среднего рода). В предложении «И лес… кругом шумел» или «Не умолкая шумело за окном море» глагол «шумело» выступает в роли сказуемого, обозначая действие подлежащего.

Объяснение лексического значения выделенных слов:

Гидрокосмос: Это составное слово, образованное от греческих корней «гидро-» (вода) и «космос» (мир, вселенная). В контексте предложения, «учёные назвали океан гидрокосмосом», оно используется для подчёркивания огромности, неизведанности и сложности подводного мира, сравнивая его с космическим пространством. Это не просто «подводное пространство», а целая, самодостаточная и малоизученная «вселенная» под водой, требующая такого же глубокого изучения, как и космос.

Среда: В данном контексте («мало изученной и далеко не гостеприимной средой») слово «среда» означает окружающие условия, совокупность факторов и обстоятельств, в которых существует или действует что-либо. Океан представлен как некая совокупность условий, которая недружелюбна и мало исследована для человека, живущего на суше. Это не просто «пространство», а активная, влияющая на человека обстановка.

Неясные: Это прилагательное, обозначающее отсутствие чёткости, определённости, различимости. «Неясные очертания» – это такие очертания, которые трудно различить, они смутные, туманные, нечёткие. Это может быть связано с плохой видимостью, расстоянием или недостаточным освещением, что делает объект трудноузнаваемым.

Очертания: Это контуры, линии, которые определяют внешнюю форму предмета. «Очертания огромных деревьев» – это видимые границы, силуэты деревьев, которые можно было различить издалека, даже если сами деревья не были видны в деталях. Это не просто «форма», а именно внешние, общие линии, которые позволяют предположить, что это за объект.

Прибрежные: Это прилагательное, указывающее на расположение чего-либо вблизи берега, на побережье. «Прибрежные кусты» – это кусты, которые растут непосредственно у береговой линии, в непосредственной близости к воде. Это слово точно определяет их географическое положение.

Неведомый: Это прилагательное, обозначающее что-то неизвестное, неизученное, то, о чём нет никаких сведений. «Лес неведомый лучам» – это лес, в который не проникают солнечные лучи, или который сам по себе является таинственным, неизведанным, скрытым от посторонних глаз. Это не просто «неизвестный», а скорее «таинственный», «загадочный», «недоступный для познания».

Спрятанного: Это причастие, которое указывает на то, что что-то было скрыто, утаено от глаз, помещено в недоступное или невидимое место. «Спрятанного солнца» – это солнце, которое не видно из-за тумана или облаков, оно как будто «спрятано» природой. Оно не просто «невидимое», а активно «скрытое» чем-либо.

Ненастья: Это существительное, обозначающее плохую, неблагоприятную погоду, часто сопровождающуюся осадками (дождём, снегом) и сильным ветром. «Сутки ненастья» – это период времени, когда царила такая неблагоприятная погода, создающая дискомфорт и препятствия. Это не просто «плохая погода», а именно «буря», «шторм», «непогода».

Рассеялись: Это глагол, обозначающий, что что-то разлетелось, разделилось на части и распространилось в разных направлениях, стало менее плотным или исчезло. «Тучи рассеялись» – это значит, что облака разошлись, стали менее густыми, и небо прояснилось. Это не просто «исчезли», а именно «развеялись», «разошлись».

Не умолкая: Это деепричастие с отрицанием, означающее «не переставая», «постоянно», «беспрерывно». «Не умолкая шумело море» – это значит, что шум моря был непрерывным, постоянным, без пауз. Это подчёркивает длительность и монотонность действия.

Незаметно: Это наречие, обозначающее, что что-то происходит или совершается без привлечения внимания, постепенно, так, что изменения трудно уловить сразу. «Незаметно проходит день» – значит, что течение времени настолько плавное и постепенное, что человек не осознаёт его ход до тех пор, пока не наступит вечер. Это не просто «быстро», а именно «неощутимо», «постепенно».

Потёмки: Это существительное, обозначающее темноту, сумерки, отсутствие света. «Наступают потёмки» – это значит, что наступает вечерняя или ночная темнота. Это слово часто используется для обозначения перехода от света к полному отсутствию освещения.

Второе предложение содержит прилагательное «прибрежные», которое образовано приставочно-суффиксальным способом. Исходное слово, от которого оно образовано, — это существительное «берег». К этому корню «-бреж-» (происходящему от «берег» с чередованием «г/ж») была добавлена приставка «при-» (со значением близости, нахождения рядом) и суффикс «-н-» (образующий прилагательные). Таким образом, морфемный состав слова «прибрежные» включает: приставку «при-«, корень «-бреж-«, суффикс «-н-» и окончание «-ые». Это наглядно демонстрирует, как с помощью приставки и суффикса от существительного «берег» образовалось новое прилагательное, обозначающее признак по отношению к этому берегу.



Общая оценка
3.8 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!

Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.

Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!

Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!