
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 295 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите текст, обозначая вводные слова и словосочетания, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните, с какой целью употреблено каждое вводное слово в этом тексте, какое значение оно передаёт.
Наверное не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах. Оказывается они различают треугольник, круг, квадрат. Муравьёв например удалось научить двигаться по направлению к треугольнику и (не)обращать внимания на круг. Пожалуй самое интересное, что муравьи, как выяснилось, могут двигаться, разделяя углы на равные части. Кроме того они способны передвигаться по биссектрисе. К сожалению эта удивительная особенность поведения муравьёв почти (не)доступна нашему взгляду. Безусловно только в результате научных экспериментов проводимых учёными-биологами можно установить эти поразительные факты из жизни насекомых.
Быть может кто-нибудь из вас в будущем продолжит изучение загадочного поведения муравьёв и сумеет разгадать (не)мало тайн живой природы.
- Объясните значение слов поведение, эксперимент. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
- Выполните морфологический и морфемный анализ всех причастий.
- Укажите, какое вводное слово употребляется в двух одинаково правильных вариантах.
- Проведите фонетический анализ вводного слова из второго предложения.
В тексте присутствуют следующие вводные слова и словосочетания, каждое из которых имеет определённое значение и требует обособления запятыми. Наверное выражает меньшую степень уверенности или предположение. Например, в предложении Наверное, не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах, оно указывает на предположение автора. Оказывается указывает на связь мыслей, порядок изложения, следствие или вывод, как в Оказывается, они различают треугольник, круг, квадрат. Например служит для связи мыслей, порядка изложения или перечисления, что видно в Муравьёв, например, удалось научить двигаться по направлению к треугольнику и (не)обращать внимания на круг. Пожалуй также выражает меньшую степень уверенности или предположение, как в Пожалуй, самое интересное, что муравьи, как выяснилось, могут двигаться, разделяя углы на равные части. Как выяснилось указывает на способ оформления мыслей, добавляя пояснение. Кроме того также относится к способу оформления мыслей, вводя дополнительную информацию, например: Кроме того, они способны передвигаться по биссектрисе. К сожалению выражает различные чувства, в данном случае сожаление, как в К сожалению, эта удивительная особенность поведения муравьёв почти (не)доступна нашему взгляду. Безусловно выражает большую степень уверенности, что видно в Безусловно, только в результате научных экспериментов проводимых учёными-биологами можно установить эти поразительные факты из жизни насекомых. И наконец, Быть может также выражает меньшую степень уверенности или предположение, как в Быть может, кто-нибудь из вас в будущем продолжит изучение загадочного поведения муравьёв и сумеет разгадать (не)мало тайн живой природы.
Слово поведение означает образ жизни и действий. Слово эксперимент — это опыт, исследование, испытание.
В тексте присутствует причастие проводимых. Его морфологический анализ: это причастие, обозначающее признак предмета по действию. Начальная форма – проводимый. Оно образовано от глагола проводить с помощью суффикса причастия -им-. Постоянные морфологические признаки: страдательное, настоящее время, несовершенный вид, невозвратное. Непостоянные морфологические признаки: стоит во множественном числе, в родительном падеже. В предложении является определением в составе причастного оборота, отвечая на вопрос экспериментов (каких?) проводимых. Морфемный анализ слова проводимых: про- – приставка, -вод- – корень, -им- – суффикс причастия, -ых – окончание.
В тексте несколько вводных слов выражают меньшую степень уверенности или предположение. Это слова Наверное, Пожалуй и Быть может. Они могут быть использованы как взаимозаменяемые варианты в определённых контекстах, передавая схожее значение.
Фонетический разбор слова Оказывается (вводное слово из второго предложения): Транскрипция слова: [аказывай’эц:а]. Слово состоит из 6 слогов: О-ка-зы-ва-ет-ся. Фонетическая характеристика каждого звука: о – [а] – гласный, безударный. к – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный. а – [а] – гласный, ударный. з – [з] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный. ы – [ы] – гласный, безударный. в – [в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный. а – [а] – гласный, безударный. е – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; [э] – гласный, безударный. т – [ц:] – согласный, глухой, непарный, твёрдый, непарный, долгий. с – [ ] – в данном слове буква с не образует отдельного звука, участвуя в формировании долгого звука [ц:] вместе с т. я – [а] – гласный, безударный. В слове Оказывается 11 букв и 11 звуков. Следует отметить, что сочетание букв -тс- обозначает длинный звук [ц:], а буква е в данной позиции обозначает два звука ([й’э]).
Вдумчивый анализ представленного текста позволяет глубоко погрузиться в мир языковых средств, используемых для передачи информации и выражения авторской позиции.
Рассмотрим подробнее первое задание, касающееся вводных слов и словосочетаний, их пунктуации и значения, а также раскрытия скобок. Вводные слова – это особые лексические единицы, которые не являются членами предложения, но служат для выражения отношения говорящего к содержанию высказывания, указания на источник информации, способ оформления мысли, степень достоверности или эмоциональную оценку. Они всегда обособляются запятыми с обеих сторон, если находятся в середине предложения, или одной запятой, если стоят в начале или конце.
Первое вводное слово, которое мы встречаем, это Наверное. Оно относится к категории слов, выражающих степень достоверности сообщения, а именно меньшую степень уверенности или предположение. В предложении Наверное, не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах, это слово указывает на то, что автор не утверждает факт со стопроцентной уверенностью, а лишь предполагает его. Запятая после Наверное отделяет его от остальной части предложения, подчеркивая его вводный характер.
Далее следует Оказывается. Это вводное слово служит для оформления мысли, указывая на связь мыслей, порядок изложения, следствие или вывод. Оно часто используется, когда говорящий сообщает о чем-то, что стало ему известно или что является неожиданным фактом. В контексте Оказывается, они различают треугольник, круг, квадрат, слово Оказывается вводит новый, подтвержденный факт, который логически вытекает из предыдущего утверждения или дополняет его. Оно обособляется запятыми с обеих сторон, поскольку стоит в начале предложения.
Затем мы видим например. Это вводное слово относится к группе, указывающей на связь мыслей, порядок изложения или перечисление. Его функция — привести пример, иллюстрацию к сказанному ранее. В предложении Муравьёв, например, удалось научить двигаться по направлению к треугольнику и не обращать внимания на круг, например иллюстрирует способность муравьев различать геометрические фигуры, о которой говорилось ранее. Оно обособляется запятыми с обеих сторон. Здесь же стоит обратить внимание на раскрытие скобок: (не)обращать пишется слитно, так как не с глаголами всегда пишется раздельно, если глагол употребляется без не (обращать существует).
Следующее вводное слово — Пожалуй. Как и Наверное, оно выражает степень достоверности сообщения, а именно меньшую степень уверенности или предположение. Однако Пожалуй может также добавлять оттенок оценки или предпочтения. В предложении Пожалуй, самое интересное, что муравьи, как выяснилось, могут двигаться, разделяя углы на равные части, оно указывает на то, что автор считает этот факт наиболее примечательным, но при этом высказывает это с некоторой долей предположения. Запятая после Пожалуй необходима.
В этом же предложении встречается вводное словосочетание как выяснилось. Оно указывает на источник сообщения или способ оформления мыслей, подчеркивая, что информация получена в результате какого-либо исследования или стала известна. Как выяснилось обособляется запятыми с обеих сторон, поскольку стоит в середине предложения, поясняя, откуда известна эта удивительная способность муравьёв.
Далее идет Кроме того. Это вводное словосочетание служит для оформления мысли, а именно для добавления дополнительной информации, продолжения или расширения предыдущей мысли. В предложении Кроме того, они способны передвигаться по биссектрисе, оно вводит еще одну удивительную способность муравьев, расширяя список их геометрических познаний. Оно обособляется запятой, так как стоит в начале предложения.
В следующем абзаце мы встречаем К сожалению. Это вводное словосочетание выражает различные чувства, эмоции, в данном случае сожаление. Оно передает эмоциональное отношение автора к тому факту, что удивительное поведение муравьев не всегда доступно нашему непосредственному наблюдению. В предложении К сожалению, эта удивительная особенность поведения муравьёв почти недоступна нашему взгляду, К сожалению обособляется запятой. Здесь также раскрываем скобки: (не)доступна пишется слитно, так как не с краткими прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление или слова, усиливающие отрицание (далеко не, вовсе не, отнюдь не), но в данном случае такого нет, и недоступна образует единое понятие, поэтому пишется слитно.
Затем следует Безусловно. Это вводное слово, напротив, выражает большую степень уверенности, подчеркивая несомненность, очевидность высказываемого. В предложении Безусловно, только в результате научных экспериментов проводимых учёными-биологами можно установить эти поразительные факты из жизни насекомых, Безусловно усиливает убежденность автора в том, что только научные исследования могут раскрыть такие тайны. Оно обособляется запятой.
Наконец, в последнем предложении встречается Быть может. Это вводное словосочетание, как и Наверное и Пожалуй, выражает степень достоверности сообщения, а именно меньшую степень уверенности или предположение. Оно используется для выражения надежды или возможности. В предложении Быть может, кто-нибудь из вас в будущем продолжит изучение загадочного поведения муравьёв и сумеет разгадать немало тайн живой природы, Быть может выражает надежду автора на будущие исследования. Оно обособляется запятой.
Все предложения, содержащие эти вводные слова и словосочетания, являются простыми осложнёнными предложениями, так как вводные конструкции не создают новых грамматических основ, а лишь усложняют структуру простого предложения, добавляя к нему дополнительные оттенки значения.
Переходя ко второму заданию, объясним значение слов поведение и эксперимент. Слово поведение (ударение на второй слог) – это существительное, обозначающее совокупность поступков, действий, образа жизни и манеры держаться. Оно описывает, как живое существо или система реагирует на окружающую среду и внутренние стимулы. В контексте текста, поведение муравьёв – это их конкретные действия, такие как различение геометрических фигур, движение по биссектрисе. Синонимами могут быть: образ действий, манера, поступки, реакции. Слово эксперимент (ударение на третий слог) – это существительное, означающее научный опыт, исследование, испытание, проводимое в строго контролируемых условиях для проверки гипотезы, установления новых фактов или демонстрации известных явлений. В тексте научные эксперименты – это те исследования, которые проводят учёные-биологи, чтобы раскрыть удивительные способности муравьёв. Синонимами могут быть: опыт, испытание, проверка, исследование.
Третье задание требует выполнения морфологического и морфемного анализа всех причастий в тексте. Внимательно проанализировав текст, можно заметить, что единственным причастием является слово проводимых. Проводимых – это причастие, особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделанный?.
- Синтаксическая роль: В предложении только в результате научных экспериментов, проводимых учёными-биологами, можно установить эти поразительные факты, слово проводимых является определением в составе причастного оборота (проводимых учёными-биологами), который обособляется запятыми, так как стоит после определяемого слова (экспериментов). Отвечает на вопрос экспериментов (каких?).
- Начальная форма: Проводимый.
- Образование: Образовано от глагола несовершенного вида проводить с помощью суффикса страдательного причастия настоящего времени -им-.
- Морфологические признаки:
- Постоянные признаки:
- Страдательное причастие, так как обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие (эксперименты проводятся).
- Настоящего времени, так как действие происходит одновременно с действием глагола-сказуемого (можно установить).
- Несовершенного вида, так как образовано от глагола несовершенного вида проводить (что делать?).
- Невозвратное, так как не имеет суффикса -ся (-сь).
- Непостоянные признаки:
- Стоит во множественном числе, согласуясь с существительным экспериментов.
- Стоит в родительном падеже, согласуясь с существительным экспериментов (в результате чего? экспериментов).
- Постоянные признаки:
- Морфемный анализ (разбор по составу):
- про- – приставка (обозначает направленность действия).
- -вод- – корень (от глагола водить).
- -им- – суффикс причастия (образует страдательные причастия настоящего времени).
- -ых – окончание (показывает множественное число, родительный падеж).
- Основа слова: проводим-.
Важно отметить, что в тексте встречаются и другие слова, которые могут быть ошибочно приняты за причастия, но таковыми не являются. Например, разделяя – это деепричастие (отвечает на вопрос что делая? и обозначает добавочное действие), а удивительная, загадочного, поразительные – это прилагательные, обозначающие постоянный признак предмета, а не признак по действию. Слова способны и недоступна – это краткие прилагательные.
Четвертое задание просит указать, какое вводное слово употребляется в двух одинаково правильных вариантах. В данном тексте такими вводными словами, выражающими меньшую степень достоверности или предположение, являются Наверное, Пожалуй и Быть может. Все они могут быть взаимозаменяемы в контексте выражения неуверенности или предположения. Например, в предложении Наверное, не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах, слово Наверное можно заменить на Пожалуй (Пожалуй, не все знают…) или Быть может (Быть может, не все знают…). Аналогично, Пожалуй, самое интересное… можно заменить на Наверное, самое интересное… или Быть может, самое интересное…. И, конечно, Быть может, кто-нибудь из вас… может быть заменено на Наверное, кто-нибудь из вас… или Пожалуй, кто-нибудь из вас…. Эта взаимозаменяемость обусловлена их схожей семантической функцией – введением в высказывание оттенка предположения или сомнения, не абсолютного утверждения.
Наконец, пятое задание – провести фонетический анализ вводного слова из второго предложения, которым является слово Оказывается. Фонетический анализ слова Оказывается [аказывай’эц:а]: Слово состоит из 11 букв и 11 звуков. Разделим слово на слоги: О-ка-зы-ва-ет-ся. В слове 6 слогов. Ударение падает на второй слог: Ока́зывается.
Рассмотрим каждый звук по порядку:
- О – [а]: гласный звук, безударный. В безударной позиции происходит редукция (ослабление) гласного о до а.
- к – [к]: согласный звук, глухой (произносится без участия голоса), парный по глухости/звонкости (имеет пару г), твёрдый (не смягчается последующим гласным), парный по твёрдости/мягкости (имеет пару к’).
- а – [а́]: гласный звук, ударный. Произносится чётко и ясно, без редукции.
- з – [з]: согласный звук, звонкий (произносится с участием голоса), парный по глухости/звонкости (имеет пару с), твёрдый (не смягчается), парный по твёрдости/мягкости (имеет пару з’).
- ы – [ы]: гласный звук, безударный. Произносится с небольшой редукцией.
- в – [в]: согласный звук, звонкий, парный по глухости/звонкости (имеет пару ф), твёрдый, парный по твёрдости/мягкости (имеет пару в’).
- а – [а]: гласный звук, безударный. Произносится с редукцией.
- е – [й’]: согласный звук, звонкий, непарный по глухости/звонкости (всегда звонкий), мягкий (всегда мягкий), непарный по твёрдости/мягкости. – [э]: гласный звук, безударный. Буква е после гласной а обозначает два звука: [й’] (согласный) и [э] (гласный).
- т – [ц:]: согласный звук, глухой, непарный по глухости/звонкости (всегда глухой), твёрдый, непарный по твёрдости/мягкости. Это долгий звук, который образуется в результате слияния звуков т и с в сочетании -тс-, характерном для возвратных глаголов.
- с – [ ]: буква с в данном сочетании -тс- не образует отдельного звука, а сливается с т в долгий звук [ц:].
- я – [а]: гласный звук, безударный. Буква я после с в возвратном суффиксе -ся в безударной позиции редуцируется до а.
Таким образом, фонетический облик слова Оказывается демонстрирует типичные для русского языка явления: редукцию безударных гласных, образование долгих согласных звуков из сочетаний букв, а также йотацию гласных после других гласных.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!