
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 267 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Прочитайте предложения, объясните их смысловые, грамматические и интонационные различия.
1) Почему Петров Игорь Николаевич так и не пришёл на встречу ветеранов войны? 2) Почему Вы, Петров Игорь Николаевич, так и не пришли на встречу ветеранов войны? 3) Почему Петров, Игорь Николаевич, так и не пришёл на встречу ветеранов войны?
- Составьте и запишите два предложения, в которых одно и то же существительное употреблялось бы в роли подлежащего и в роли обращения. Запишите эти предложения парами и объясните их смысловые, интонационные, грамматические и пунктуационные различия.
1. Различия предложений:
- Почему Петров Игорь Николаевич так и не пришёл на встречу ветеранов войны? В этом предложении о Петрове спрашивают в третьем лице, подразумевая, что он является объектом разговора, а не его непосредственным участником.
- Почему Вы, Петров Игорь Николаевич, так и не пришли на встречу ветеранов войны? Здесь вопрос задаётся лично Петрову Игорю Николаевичу, обращаясь непосредственно к нему. Это прямое обращение к собеседнику.
- Почему Петров, Игорь Николаевич, так и не пришёл на встречу ветеранов войны? В данном случае о Петрове спрашивают также в третьем лице, но уточнение имени и отчества (Игорь Николаевич) после фамилии, выделенное запятыми, указывает на то, что это сделано для конкретизации. Вероятно, на встрече присутствовало несколько людей с фамилией Петров, и уточнение необходимо для идентификации конкретного человека.
2. Существительное в роли подлежащего и обращения:
- Мой друг настойчиво добивается цели. В этом предложении существительное «друг» в составе «Мой друг» выступает в роли подлежащего, указывая на того, кто совершает действие.
- Мой друг, настойчиво добивайся цели. Здесь «Мой друг» является обращением, выражая призыв или пожелание к конкретному человеку.
- Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. В данном предложении имя «Петя» является подлежащим, обозначая того, кто выполнил действия.
- Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять. В этом случае «Петя» служит обращением, непосредственно адресованным лицу, к которому направлен призыв.
Объяснение различий:
Обращения в данных предложениях выполняют звательную роль. Они называют того, к кому обращаются с речью. В первом примере («Мой друг») обращение является распространённым, так как включает зависимое слово («Мой»), а во втором («Петя») — нераспространённым. Важно отметить, что обращение не является членом предложения и не несёт синтаксической функции подлежащего, сказуемого или дополнения. На письме обращения всегда выделяются запятыми для обозначения их интонационной и смысловой обособленности.
Разбирая предложенные предложения, мы можем глубоко проанализировать их смысловые, грамматические и интонационные особенности, а также понять, как пунктуация влияет на значение высказывания.
Начнём с первого набора предложений, касающихся Петрова Игоря Николаевича.
Первое предложение: «Почему Петров Игорь Николаевич так и не пришёл на встречу ветеранов войны?» В этом случае «Петров Игорь Николаевич» выступает в роли подлежащего в предложении. Глагол «пришёл» стоит в форме третьего лица единственного числа мужского рода, что полностью согласуется с подлежащим. Смысловое значение этого предложения заключается в том, что говорящий задаёт вопрос о третьем лице, то есть о человеке, который не присутствует при разговоре или не является непосредственным адресатом вопроса. Интонационно это предложение произносится как обычный вопросительный оборот, где имя и отчество произносятся слитно, без пауз, как единое целое, обозначающее действующее лицо. Пунктуационно здесь нет никаких запятых, выделяющих имя, потому что оно является неотъемлемой частью грамматической основы предложения.
Второе предложение: «Почему Вы, Петров Игорь Николаевич, так и не пришли на встречу ветеранов войны?» Здесь ситуация кардинально меняется. Слово «Вы» становится подлежащим, а «Петров Игорь Николаевич» превращается в обращение. Глагол «пришли» стоит в форме второго лица множественного числа (или вежливого единственного числа), что согласуется с подлежащим «Вы». Смысл этого предложения в том, что говорящий напрямую обращается к Петрову Игорю Николаевичу, задавая ему вопрос лично. Это прямой диалог. Интонационно обращение «Петров Игорь Николаевич» выделяется паузами с обеих сторон и произносится с особой звательной интонацией, которая может быть немного пониженной или выделенной. Пунктуационно обращение обязательно выделяется запятыми, что указывает на его синтаксическую независимость от остальных членов предложения. Обращение не является членом предложения, его роль — только назвать того, к кому обращаются.
Третье предложение: «Почему Петров, Игорь Николаевич, так и не пришёл на встречу ветеранов войны?» В этом предложении «Петров» снова является подлежащим, а глагол «пришёл» снова стоит в форме третьего лица единственного числа. Фраза «Игорь Николаевич» в данном случае выступает не как обращение, а как уточняющее приложение к фамилии «Петров». Смысл этого предложения заключается в том, что говорящий снова спрашивает о третьем лице, но при этом уточняет, о каком именно Петрове идёт речь, возможно, потому что Петровых было несколько или чтобы избежать путаницы. Это уточнение служит для конкретизации информации о подлежащем. Интонационно «Игорь Николаевич» произносится с небольшими паузами до и после, но эти паузы служат для выделения уточнения, а не для звательной функции. Интонация здесь не такая ярко выраженная, как при обращении, скорее это интонация пояснения. Пунктуационно уточняющее приложение выделяется запятыми, что подчёркивает его пояснительный характер.
Теперь перейдём ко второй части задания, где мы рассмотрим существительное в роли подлежащего и обращения.
Возьмём пару предложений: «Мой друг настойчиво добивается цели.» и «Мой друг, настойчиво добивайся цели.» В первом предложении «Мой друг» является подлежащим. Он является субъектом действия, и глагол «добивается» стоит в форме третьего лица единственного числа, согласуясь с подлежащим. Это предложение описывает действие, совершаемое третьим лицом. Интонационно «Мой друг» произносится слитно с остальной частью предложения. Пунктуационно никаких запятых здесь нет. Во втором предложении «Мой друг» выступает как обращение. Глагол «добивайся» стоит в повелительном наклонении, во втором лице единственного числа, что указывает на прямое указание или призыв к действию. Это предложение является прямым обращением к другу. Интонационно «Мой друг» выделяется паузами и особой звательной интонацией. Пунктуационно обязательно ставится запятая после обращения, так как оно не является членом предложения и служит лишь для обозначения адресата речи. Это обращение является распространённым, так как включает в себя зависимое слово «Мой».
Рассмотрим ещё одну пару: «Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.» и «Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять.» В первом предложении «Петя» является подлежащим. Он совершает действия «выучил» и «пошел», которые выражены глаголами в третьем лице единственного числа. Это повествование о действиях Пети. Интонационно «Петя» произносится без пауз. Пунктуационно запятых нет. Во втором предложении «Петя» — это обращение. Глаголы «выучи» и «иди» стоят в повелительном наклонении, во втором лице единственного числа, что является прямым указанием, адресованным Пете. Это прямое обращение с просьбой или приказом. Интонационно «Петя» выделяется паузой и звательной интонацией. Пунктуационно обязательно ставится запятая после обращения. В отличие от предыдущего примера, это обращение является нераспространённым, так как состоит из одного слова.
Таким образом, ключевые различия между существительным в роли подлежащего и в роли обращения заключаются в следующем: подлежащее является грамматической основой предложения, обозначает того, кто совершает действие, и глагол-сказуемое согласуется с ним в лице и числе. Обращение же не является членом предложения, его функция только назвать того, к кому обращаются, и оно всегда выделяется интонационно паузами и пунктуационно запятыми на письме. Глагол при обращении обычно стоит в форме второго лица (повелительного или изъявительного наклонения), так как речь идёт о прямом взаимодействии с адресатом.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!