
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 231 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения. После каждого предложения начертите схему од- нородных членов.
1) Во дворе новор..ждё(н, нн)ая тёлочка Майка продолжала осваива(тся, ться) с обст..новкой. (Не, ни)петух (не, ни)свинья, зарывшаяся в сырую землю под пл..тнём (не, ни)сорока, которую я всё время отпугивал, (не, ни)воробьи уж н.. пугали её. (М. Алексеев) 2) Уже пос..нело над д..лёким поворотом реки над желтеющ..ми песками над обрыв..стым берегом над пр..мокш.м на той стороне лесом. На перевозе стоял говор крики воскл..цания скрип колёс. (А. Серафимович) 3) Узкая дорога рядом с (железно)дорожной насыпью обрывалась то в громад- ные песча(н, нн)ые ямы то в бе..конечные (не, ни)прох..димые болота. (Н. Тихонов)
4) Мне опять приснились дебри
Глу(ш, шь) пустынь з..ката ти(ш, шь).
Ж..лтый лев кр..дётся к зебре
Через травы и камы(ш, шь). (В. Брюсов)
- Слова с пропущенными буквами и скобками в корнях и суффиксах сгруппируйте по видам орфограмм и объясните их пра- вописание.
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ Вдалеке — даль, краснеющий — красный; глиняный — в суф. прилаг. -ан-, -ян- пишется одна буква н, к искл. не от- носится.
- Во втором примере пять слов образовано бессуффиксным спо- собом. Найдите эти примеры и покажите, от какого глагола образовано каждое слово.
- Во дворе новорождённая тёлочка Майка продолжала осваиваться с обстановкой. Ни петух, ни свинья, ни сорока, ни воробьи уж ни пугали её. Схема однородных членов: [ ни О, ни О, ни О, ни О ].
Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над промокшим на той стороне лесом. На перевозе стоял говор, крики, восклицания, скрип колёс. Схема однородных членов: [ О, О, О, О ].
Узкая дорога рядом с железнодорожной насыпью обрывалась то в громадные песчаные ямы, то в бесконечные непроходимые болота. Схема однородных членов: [ то О, то О ].
Мне опять приснились дебри глушь пустынь заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре Через травы и камыш. Схема однородных членов: [ О, О ]. Схема однородных членов: [ О и О ].
- Слова с пропущенными буквами и скобками сгруппированы по видам орфограмм с объяснением их правописания.
- Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий:
- новорождённая – пишется НН, так как это полное причастие, образованное от глагола совершенного вида «родить», имеющее приставку «ново-».
- песчаные – пишется одна Н, так как это прилагательное, образованное с помощью суффикса -ан- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный).
- Правописание НЕ и НИ:
- ни петух, ни свинья, ни сорока, ни воробьи, ни пугали – пишется частица НИ, так как она используется для усиления отрицания, особенно при однородных членах предложения.
- непроходимые – пишется слитно с НЕ, так как это прилагательное, которое можно заменить синонимом без НЕ (например, «труднопроходимые»), и нет противопоставления или слов-усилителей отрицания.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова:
- посинело – проверочное слово «синий».
- далёким – проверочное слово «даль».
- желтеющими – проверочное слово «желтеть».
- обрывистым – проверочное слово «обрыв».
- восклицания – проверочное слово «воскликнуть».
- проходимые – проверочное слово «ход».
- заката – проверочное слово «катится».
- крадётся – проверочное слово «красться».
- Правило: для проверки безударной гласной в корне слова необходимо подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная находится под ударением.
- Чередующиеся гласные в корне слова:
- промокшим – пишется О в корне -мок-/-моч-, так как слово имеет значение «пропускать жидкость» (ср. «макать» – «погружать в жидкость»).
- Правописание Ь на конце слова после шипящих:
- глушь – пишется Ь, так как это существительное женского рода 3 склонения.
- тишь – пишется Ь, так как это существительное женского рода 3 склонения.
- камыш – пишется без Ь, так как это существительное мужского рода 2 склонения.
- Правописание Ё/О после шипящих в корне слова:
- жёлтый – пишется Ё, так как после шипящих в корне слова под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е (например, «желтеть»).
- Слитное написание сложных прилагательных:
- железнодорожной – пишется слитно, так как это сложное прилагательное, образованное из словосочетания «железная дорога» (подчинительная связь).
Во втором примере пять слов образовано бессуффиксным способом от глаголов:
- поворот ← поворотить
- перевоз ← перевозить
- говор ← говорить
- крики ← кричать
- скрип ← скрипеть
Вот подробный анализ предложенных предложений с объяснением орфографии и пунктуации, а также разбором однородных членов.
В первом предложении, «Во дворе новорождённая тёлочка Майка продолжала осваиваться с обстановкой. Ни петух, ни свинья, зарывшаяся в сырую землю под плетнём, ни сорока, которую я всё время отпугивал, ни воробьи уж ни пугали её», мы видим несколько важных орфографических и пунктуационных моментов.
Слово «новорождённая» является полным страдательным причастием, образованным от глагола совершенного вида «родить» с приставкой «ново-«. Согласно правилам русского языка, в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пишется две буквы НН. Это правило подчеркивает завершенность действия.
Глагол «осваиваться» написан с мягким знаком, что указывает на неопределённую форму глагола (инфинитив). Чтобы определить, нужен ли мягкий знак в глаголах, необходимо задать вопрос: «Что делать?» или «Что сделать?». В данном случае, «Что делать? осваиваться«. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он сохраняется. Это форма возвратного глагола, оканчивающегося на -ся/-сь.
Слово «обстановкой» имеет безударную гласную «о» в корне. Её можно проверить, подобрав однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением, например, «станет«.
Далее, мы сталкиваемся с конструкцией однородных подлежащих, соединенных повторяющимся союзом «ни«. В предложении «Ни петух, ни свинья, ни сорока, ни воробьи уж ни пугали её» частица «ни» используется для усиления отрицания. Когда частица «ни» повторяется перед однородными членами, она выполняет роль соединительного союза, который придает высказыванию значение полного отрицания, то есть «никто не пугал». Запятые ставятся между однородными членами, соединенными повторяющимся союзом «ни«. Важно отметить, что в данном контексте «ни пугали» также пишется с «ни», так как это часть устойчивого отрицательного оборота, усиливающего общее отрицание. Однородными членами предложения здесь выступают подлежащие: петух, свинья, сорока, воробьи. Схема однородных членов в этом случае выглядит как: [ ни О, ни О, ни О, ни О ].
Во втором предложении, «Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над промокшим на той стороне лесом. На перевозе стоял говор, крики, восклицания, скрип колёс», мы видим несколько примеров однородных обстоятельств места и однородных подлежащих.
Слово «посинело» содержит безударную гласную «и» в корне. Её можно проверить словом «синий«, где гласная находится под ударением.
Слово «далёким» имеет безударную гласную «а» в корне. Проверочное слово – «даль«.
Слово «желтеющими» содержит безударную гласную «е» в корне. Проверочное слово – «жёлтый» или «желтеть«, где гласная под ударением. Это причастие, образованное от глагола «желтеть».
Слово «обрывистым» имеет безударную гласную «о» в корне. Проверочное слово – «обрыв«.
Слово «промокшим» содержит чередующуюся гласную «о» в корне -мок-/-моч-. В данном случае, «о» пишется, так как слово имеет значение «пропускать жидкость», «становиться влажным» (сравните с «макать» – «погружать в жидкость»).
В первой части предложения «Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над промокшим на той стороне лесом» однородными членами являются обстоятельства места, выраженные существительными с предлогом «над». Они не разделяются запятыми, так как предлог «над» повторяется перед каждым однородным членом, но здесь он не является союзом, а частью предложной конструкции. Если бы предлог был один на все однородные члены, или если бы они были соединены союзами, тогда запятые были бы уместны. Однако, в данном случае, это скорее параллельные конструкции, которые не требуют запятых между собой, если нет явного соединительного союза. Схема однородных членов: [ О, О, О, О ].
Во второй части предложения «На перевозе стоял говор, крики, восклицания, скрип колёс» мы видим однородные подлежащие: говор, крики, восклицания, скрип. Они перечислены без союзов, поэтому между ними ставятся запятые. Схема однородных членов: [ О, О, О, О ].
В третьем предложении, «Узкая дорога рядом с железнодорожной насыпью обрывалась то в громадные песчаные ямы, то в бесконечные непроходимые болота«, мы видим однородные обстоятельства места, соединенные повторяющимся союзом «то… то…«.
Слово «железнодорожной» является сложным прилагательным, образованным от словосочетания «железная дорога» (подчинительная связь: дорога какая? железная). Такие прилагательные пишутся слитно.
Слово «песчаные» пишется с одной буквой Н, так как это прилагательное, образованное от существительного «песок» с помощью суффикса -ан-. В суффиксах -ан-, -ян-, -ин- прилагательных пишется одна Н, за исключением слов-исключений: стеклянный, оловянный, деревянный.
Слово «бесконечные» содержит приставку «бес-«, которая пишется перед глухими согласными (как «к»). Гласная «о» в корне «конеч-» проверяется словом «конец«.
Слово «непроходимые» пишется слитно с «не», так как это прилагательное, которое можно заменить синонимом без «не» (например, труднопроходимые), и нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание.
Конструкция «то в громадные песчаные ямы, то в бесконечные непроходимые болота» представляет собой однородные обстоятельства места, соединенные повторяющимся разделительным союзом «то… то…«. Запятая ставится перед вторым и последующими частями союза. Схема однородных членов: [ то О, то О ].
В четвёртом предложении, «Мне опять приснились дебри, глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре Через травы и камыш«, мы видим несколько групп однородных членов и орфографических особенностей.
Слово «дебри» обозначает труднопроходимые, густые заросли.
Слова «глушь» и «тишь» являются существительными женского рода 3-го склонения, поэтому после шипящей на конце слова у них пишется мягкий знак. Например, ночь, рожь, мышь.
Слово «заката» содержит безударную гласную «а» в корне. Проверочное слово – «катится«.
Слово «жёлтый» пишется с буквой «ё» после шипящей «ж» в корне, так как при изменении слова или подборе однокоренного слова (например, «желтеть«) на месте «ё» появляется «е».
Глагол «крадётся» пишется с мягким знаком, так как это глагол в 3-м лице единственного числа, отвечающий на вопрос «Что делает?». Мягкий знак указывает на возвратность глагола. Безударная гласная «а» в корне проверяется словом «украдкой» или «красться«.
Слово «камыш» является существительным мужского рода 2-го склонения, поэтому после шипящей на конце слова мягкий знак не пишется. Например, врач, гараж, мяч.
В первой части предложения «Мне опять приснились дебри, глушь пустынь, заката тишь» однородными членами являются подлежащие: дебри, глушь, тишь. Они перечислены без союзов, поэтому между ними ставятся запятые. Схема однородных членов: [ О, О, О ].
Во второй части предложения «Через травы и камыш» однородными членами являются дополнения: травы и камыш, соединенные одиночным соединительным союзом «и». Запятая перед одиночным союзом «и» между однородными членами не ставится. Схема однородных членов: [ О и О ].
Теперь рассмотрим более подробно слова, образованные бессуффиксным способом. Бессуффиксный способ образования слов – это такой способ, при котором слово образуется от другого слова (чаще всего от глагола) путём отбрасывания суффикса и окончания, без добавления нового суффикса. В результате получается существительное, которое называет действие или результат действия, выраженного исходным глаголом.
В данном тексте мы находим пять таких слов, образованных от глаголов:
- Поворот: Это существительное образовано от глагола «поворотить«. Глагол «поворотить» обозначает действие изменения направления. Существительное «поворот» называет результат этого действия или само место, где происходит изменение направления. Здесь происходит отсечение суффикса -и- и окончания -ть от глагольной основы.
- Перевоз: Это существительное образовано от глагола «перевозить«. Глагол «перевозить» означает действие перемещения чего-либо через что-либо. Существительное «перевоз» может обозначать как процесс перевозки, так и место, где осуществляется перевозка (например, паромная переправа). В данном случае, это место. Образование происходит путем отсечения суффикса -и- и окончания -ть.
- Говор: Это существительное образовано от глагола «говорить«. Глагол «говорить» означает издавать звуки речи. Существительное «говор» обозначает сам процесс речи, шум от разговоров. Здесь отсекается суффикс -и- и окончание -ть.
- Крики: Это существительное (во множественном числе) образовано от глагола «кричать«. Глагол «кричать» означает издавать громкие звуки. Существительное «крики» обозначает громкие звуки, издаваемые людьми или животными. Образование происходит путем отсечения суффикса -а- и окончания -ть.
- Скрип: Это существительное образовано от глагола «скрипеть«. Глагол «скрипеть» означает издавать характерный резкий звук от трения. Существительное «скрип» обозначает сам этот звук. Отсекается суффикс -е- и окончание -ть.
Таким образом, бессуффиксный способ позволяет создавать существительные, которые кратко и ёмко называют действие или его результат, делая речь более динамичной и выразительной.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!