
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 228 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Начертите схемы однородных членов. Докажите, что употребление однородных членов помогает точнее и образнее описывать предметы, события, явления действительности.
Каштанка пот..нулась, з..внула и, с..рдитая, угрюмая, прошлась по комн..те. Она обнюх..ла углы и меб..ль, загл..нула в переднюю и не нашла ничего инт..ресного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. Подумав, Каштанка поц..рапала её обе..ми лап..ми, отв..рила и вошла в следующую комн..ту. (А. Чехов)
- Укажите, какие из однородных членов имеют зависимые слова, то есть являются распространёнными.
- Выполните синтаксический анализ последнего предложения.
1. Заполнение пропущенных букв и схемы однородных членов.
Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. Подумав, Каштанка поцарапала её обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. (А. Чехов)
Схемы однородных членов: Для потянулась, зевнула, прошлась: (═), (═) и (═)
Для сердитая, угрюмая: (⋍), (⋍)
Для обнюхала, заглянула, не нашла: (═), (═) и (═)
Для углы, мебель: (—) и (—)
Для поцарапала, отворила, вошла: (═), (═) и (═)
Употребление однородных членов помогает более ярко передать содержание описываемых событий. Это краткий и выразительный приём речи, позволяющий точнее и образнее описывать предметы, события, явления действительности, избегая повторов и делая текст динамичнее и насыщеннее.
2. Однородные члены, имеющие зависимые слова (распространённые).
- прошлась по комнате (где?)
- обнюхала углы и мебель (что?)
- заглянула в переднюю (куда?)
- не нашла ничего (что?)
- поцарапала её (что?)
- вошла в комнату (куда?)
3. Синтаксический анализ последнего предложения.
Предложение: Подумав, Каштанка поцарапала её обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.
- Подумав – деепричастие.
- Каштанка – существительное.
- поцарапала – глагол.
- её – местоимение.
- обеими – числительное.
- лапами – существительное.
- , – запятая.
- отворила – глагол.
- и – союз.
- вошла – глагол.
- в – предлог.
- следующую – причастие.
- комнату – существительное.
Характеристика предложения: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное (есть подлежащее «Каштанка» и сказуемые «поцарапала, отворила, вошла»), полное, распространённое (имеет второстепенные члены), осложнено однородными сказуемыми («поцарапала, отворила, вошла») и одиночным деепричастием («Подумав»).
1. Заполнение пропущенных букв, построение схем однородных членов и доказательство их роли.
Давайте внимательно рассмотрим каждое слово с пропущенной буквой, объясняя наш выбор, а затем перейдём к анализу однородных членов.
Каштанка потянулась (в корне слова пишется буква я, так как проверочное слово – тянет, где я находится под ударением), зевнула (в корне слова пишется буква е, так как проверочное слово – позёвывать, где ё находится под ударением, а ё всегда ударная и чередуется с е), и, сердитая (в корне слова пишется буква е, так как проверочное слово – сердится, где е находится под ударением), угрюмая (это словарное слово, написание буквы у необходимо запомнить), прошлась по комнате (словарное слово, написание буквы о необходимо запомнить). Она обнюхала (в корне слова пишется буква ю, так как проверочное слово – нюхать, где ю находится под ударением) углы и мебель (словарное слово, написание буквы е необходимо запомнить), заглянула (в корне слова пишется буква я, так как проверочное слово – заглядывать, где я находится под ударением) в переднюю и не нашла ничего интересного (словарное слово, написание букв и и е необходимо запомнить). Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. Подумав, Каштанка поцарапала (словарное слово, написание буквы а необходимо запомнить) её обеими (это форма творительного падежа числительного обе, написание еи в окончании необходимо запомнить) лапами (это форма творительного падежа существительного лапа первого склонения множественного числа, окончание -ами характерно для этого падежа), отворила (в корне слова пишется буква о, так как это корень с чередованием -твор-/—твар-, где о пишется без ударения, как в данном случае) и вошла в следующую комнату (словарное слово, написание буквы о необходимо запомнить).
Теперь рассмотрим схемы однородных членов и их роль в тексте.
Первый набор однородных членов: потянулась, зевнула и прошлась. Это однородные сказуемые, выраженные глаголами. Схема для них будет выглядеть так: (═), (═) и (═). Каждый кружок обозначает однородный член, а линия внутри – его синтаксическую роль (две параллельные линии для сказуемого). Запятая ставится между первыми двумя однородными членами, а союз «и» соединяет третий.
Второй набор однородных членов: сердитая, угрюмая. Это однородные определения, выраженные прилагательными, которые характеризуют Каштанку. Схема для них: (⋍), (⋍). Волнистая линия внутри кружка обозначает определение. Запятая ставится между ними, так как они не соединены союзом.
Третий набор однородных членов: обнюхала, заглянула и не нашла. Это снова однородные сказуемые, выраженные глаголами. Схема аналогична первой: (═), (═) и (═).
Четвёртый набор однородных членов: углы и мебель. Это однородные дополнения, выраженные существительными, относящиеся к сказуемому «обнюхала». Схема для них: (—) и (—). Пунктирная линия внутри кружка обозначает дополнение. Они соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая не ставится.
Пятый набор однородных членов: поцарапала, отворила и вошла. Это однородные сказуемые, выраженные глаголами, относящиеся к подлежащему «Каштанка». Схема аналогична первой и третьей: (═), (═) и (═).
Доказательство роли однородных членов: Однородные члены играют ключевую роль в создании выразительности и точности описания в тексте. Они позволяют автору:
- Передать динамику событий и действий: Вместо того чтобы использовать несколько отдельных простых предложений, например: «Каштанка потянулась. Каштанка зевнула. Каштанка прошлась по комнате.», Чехов объединяет эти действия в одно предложение с однородными сказуемыми. Это создаёт ощущение непрерывности, последовательности и живости происходящего, делая текст более плавным и энергичным. Читатель воспринимает эти действия как единый комплекс поведения животного.
- Создать более полный и образный портрет: Однородные определения, такие как «сердитая, угрюмая», дают многогранную характеристику Каштанки. Если бы автор написал просто «Каштанка была сердитая» или «Каштанка была угрюмая», это было бы менее выразительно. Сочетание двух прилагательных усиливает эмоциональное состояние героини, делая её образ более объёмным и понятным для читателя, передавая её внутреннее состояние после пробуждения.
- Экономить языковые средства и избегать повторов: Использование однородных членов позволяет избежать излишнего повторения подлежащего или других членов предложения. Например, вместо «Она обнюхала углы. Она обнюхала мебель. Она заглянула в переднюю. Она не нашла ничего интересного.» – одно предложение с однородными сказуемыми и дополнениями звучит гораздо лаконичнее и элегантнее. Это делает текст более компактным и приятным для чтения.
- Уточнять и детализировать действия или признаки: Когда Каштанка «обнюхала углы и мебель», это указывает на конкретные объекты её внимания, детализируя процесс исследования комнаты. Точно так же, «поцарапала её обеими лапами, отворила и вошла» – это подробное описание её целенаправленных действий по открыванию двери, что делает сцену очень наглядной.
Таким образом, однородные члены – это не просто грамматический приём, а мощный стилистический инструмент, который помогает автору более ярко, точно и образно передать содержание описываемых событий, явлений и характеров, делая текст насыщенным и выразительным.
2. Указание распространённых однородных членов.
Распространёнными однородными членами являются те, которые имеют при себе зависимые слова, то есть не просто называют действие или признак, а уточняют его, добавляя детали (куда, что, как, с чем и т.д.).
- прошлась по комнате: Здесь «прошлась» является однородным сказуемым, а зависимое словосочетание «по комнате» (предлог + существительное) уточняет, где произошло это действие, выполняя функцию обстоятельства места.
- обнюхала углы и мебель: «обнюхала» – однородное сказуемое, а «углы и мебель» (существительные) являются прямыми дополнениями, указывающими, что именно обнюхала Каштанка.
- заглянула в переднюю: «заглянула» – однородное сказуемое, а «в переднюю» (предлог + существительное) уточняет направление действия, отвечая на вопрос куда?, выполняя функцию обстоятельства места.
- не нашла ничего: «не нашла» – однородное сказуемое, а «ничего» (местоимение) является прямым дополнением, указывающим, что не было найдено.
- поцарапала её обеими лапами: «поцарапала» – однородное сказуемое. Здесь есть несколько зависимых слов: «её» (местоимение) – прямое дополнение, указывающее что поцарапала; «обеими лапами» (числительное + существительное) – косвенное дополнение, указывающее чем поцарапала. Это делает сказуемое значительно распространённым.
- вошла в следующую комнату: «вошла» – однородное сказуемое. Зависимое словосочетание «в следующую комнату» (предлог + причастие в роли определения + существительное) уточняет, куда вошла Каштанка, выполняя функцию обстоятельства места. Слово «следующую» также является зависимым от «комнату», характеризуя её.
Таким образом, все указанные однородные сказуемые в данном тексте являются распространёнными, так как имеют при себе зависимые слова, которые детализируют их значение.
3. Синтаксический анализ последнего предложения.
Давайте проведём полный синтаксический разбор последнего предложения: «Подумав, Каштанка поцарапала её обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.»
- Подумав – это деепричастие. Оно образовано от глагола «подумать» и обозначает добавочное действие к основному действию сказуемого. В предложении оно выполняет функцию обстоятельства образа действия (как? – подумав). Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) всегда обособляется запятыми, что мы и видим в данном случае.
- Каштанка – это имя существительное, обозначающее одушевлённый предмет. В предложении оно является подлежащим, так как отвечает на вопрос кто? и обозначает того, кто совершает действия. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже.
- поцарапала – это глагол, обозначающий действие. В предложении он является сказуемым и образует одну из частей однородных сказуемых.
- её – это местоимение в винительном падеже. Оно является дополнением к сказуемому «поцарапала», отвечая на вопрос что? (поцарапала кого/что?).
- обеими – это имя числительное, обозначающее количество. В данном контексте оно согласуется с существительным «лапами» и является определением к нему, уточняя, какими именно лапами.
- лапами – это имя существительное в творительном падеже. Оно является дополнением к сказуемому «поцарапала», отвечая на вопрос чем? (поцарапала чем?).
- отворила – это глагол, обозначающий действие. В предложении он является вторым однородным сказуемым к подлежащему «Каштанка», продолжая ряд её действий.
- и – это союз, который соединяет однородные сказуемые «отворила» и «вошла». Поскольку это одиночный соединительный союз между однородными членами, запятая перед ним не ставится.
- вошла – это глагол, обозначающий действие. В предложении он является третьим однородным сказуемым к подлежащему «Каштанка».
- в – это предлог, который связывает глагол «вошла» с существительным «комнату», указывая на направление действия.
- следующую – это причастие (образовано от глагола «следовать»), которое в данном случае выступает в роли определения к существительному «комнату», отвечая на вопрос какую? и характеризуя её.
- комнату – это имя существительное в винительном падеже. Вместе с предлогом «в» и определением «следующую» оно образует обстоятельство места (вошла куда?).
Общая характеристика предложения: Это предложение является повествовательным, так как оно сообщает о каком-либо факте или событии без вопроса или побуждения. Оно невосклицательное, поскольку произносится без особой эмоциональной окраски и не содержит восклицательного знака. Предложение простое, так как содержит только одну грамматическую основу (подлежащее «Каштанка» и ряд однородных сказуемых «поцарапала, отворила, вошла»). Оно двусоставное, потому что в его грамматической основе присутствуют и подлежащее, и сказуемое. Предложение полное, так как все необходимые члены предложения присутствуют и нет пропущенных, подразумеваемых членов. Оно распространённое, поскольку помимо главных членов (подлежащего и сказуемых) в нём есть второстепенные члены (дополнения, определения, обстоятельства). Наконец, это предложение осложнено двумя элементами: во-первых, однородными сказуемыми («поцарапала, отворила и вошла»), которые относятся к одному подлежащему «Каштанка»; во-вторых, одиночным деепричастием («Подумав»), которое обособляется запятой и выступает в роли обстоятельства.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!



Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!