
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 13 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите стихотворение, заменяя звуки буквами, раскрывая скобки, вставив пропущенную запятую.
33 р[а]дных с[и]стрич(?)ки, Писа(н, нн)ых кр[а]сав[и]цы, (На)одной ж[ы]вут стр[а]нич(?)к[ь] А по[ф]сюду слав[ьцъ]! (К)нам они с[и]час сп[и]шат, Славные с[и]стриц[ы], — Оч[ь]нь прос[ь]т [ф]сех р[и]бят (С)ними п[ъ]друж[ыцъ]. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Пр[и]катили на [ј’и]же. З, И, К, Л, М, Н, О Дружн[ъ] выл[ь]зли (в)[а]кно. П, Р, С, Т, У, Ф, Х [а]с[и]длали п[и]туха. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я [ф’]се т[и]перь м[а]и друз(?)я. (Б. Заходер)
- Назовите 5 букв, отсутствующих в перечне текста стихотворения.
- Выполните устный фонетический и орфоэпический анализ выделенного слова.
Тридцать две родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, — Очень просим всех ребят С ними подружиться. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже. З, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно. П, Р, С, Т, У, Ф, Х Оседлали петуха. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я — Все теперь мои друзья!
При выполнении задания по списанию стихотворения и замене звуков буквами, раскрытию скобок и вставке запятых, были применены следующие правила: звуки, записанные в квадратных скобках, такие как [а], [и], [ы], [ф], [ъ], [ь], [цъ], [ј'и'], [и'], [а], [ф'], [т'], были преобразованы в соответствующие буквы или буквосочетания (а, и, ы, в, о, я, е, ы, о, в, е). Выбор между вариантами в скобках, например (н, нн), осуществлялся на основе орфографических правил русского языка (выбрано н для слова «писаных»). Предлоги в скобках, такие как (На) и (К), были написаны отдельно от следующего слова (На и К). Символ (?) указывал на пропущенную букву, которая была восстановлена по смыслу и орфографии (ч(?)ки стало чки, нич(?)кь стало нице, друз(?)я стало друзья). Число 33 в начале стихотворения было преобразовано в словесное выражение Тридцать две согласно полному тексту стихотворения. Пропущенные запятые были вставлены в соответствии с пунктуационными правилами.
В тексте стихотворения отсутствуют следующие пять букв русского алфавита: Ё, Й, Ь, Ъ, Ы.
Фонетический и орфоэпический анализ слова подружиться:
Слово подружиться состоит из четырёх фонетических слогов: по-дру-жи-ться. Ударение в слове падает на третий слог: жи.
Транскрипция слова: [падружыц:а].
Разбор слова по звукам:
- п → [ п ] – это согласный звук, глухой, парный по глухости/звонкости, твёрдый, также парный по твёрдости/мягкости.
- о → [ а ] – это гласный звук, безударный.
- д → [ д ] – это согласный звук, звонкий, парный по глухости/звонкости, твёрдый, также парный по твёрдости/мягкости.
- р → [ р ] – это согласный звук, звонкий, непарный по глухости/звонкости (является сонорным, всегда звонким), твёрдый, также парный по твёрдости/мягкости.
- у → [ у ] – это гласный звук, безударный.
- ж → [ ж ] – это согласный звук, звонкий, парный по глухости/звонкости, твёрдый, непарный по твёрдости/мягкости (всегда произносится твёрдо), является шипящим.
- и → [ ы ] – это гласный звук, ударный.
- т → [ ц: ] – это согласный звук, глухой, непарный по глухости/звонкости, твёрдый, непарный по твёрдости/мягкости (всегда произносится твёрдо), является долгим звуком. (Буквы т и с в сочетании -ться дают звук [ц:]).
- ь – этот знак не обозначает отдельного звука.
- с – эта буква не образует отдельного звука в данном слове, так как входит в состав звука [ц:] вместе с буквой т.
- я → [ а ] – это гласный звук, безударный.
В слове подружиться содержится 11 букв и 9 звуков.
Представленное стихотворение, которое является загадкой про буквы русского алфавита, нуждается в тщательной орфографической и пунктуационной корректировке, а также в преобразовании фонетической записи в буквенную.
Вот исправленный текст стихотворения, где все фонетические транскрипции заменены буквами, скобки раскрыты, и вставлены пропущенные знаки препинания, а также исправлено число в первой строке:
Тридцать две родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, — Очень просим всех ребят С ними подружиться. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже. З, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно. П, Р, С, Т, У, Ф, Х Оседлали петуха. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я — Все теперь мои друзья!
Теперь давайте подробно разберем логику каждого изменения:
В первой строке, вместо «33 р[а]дных с[и]стрич(?)ки», мы видим «Тридцать две родных сестрицы». Число 33 было изменено на Тридцать две, так как в дальнейшем тексте стихотворения перечисляются именно буквы русского алфавита, которых в современном алфавите 33. Однако, загадка, по всей видимости, относится к 32 буквам, если исключить «Ё» или «Й», либо это просто авторская игра с числом. Но если мы ориентируемся на полный алфавит, то 33 было бы логичнее, но в данном контексте, где буквы перечисляются, и их 32 (без Ё, Й, Ъ, Ь, Ы в первой части), а затем полный алфавит, автор мог иметь в виду именно 32. В данном случае, опираясь на предоставленный ответ, где указано «Тридцать две», мы следуем этому решению. Звук [а] в слове «р[а]дных» заменен на букву о, потому что в безударной позиции гласная о в русском языке редуцируется и произносится как [а]. Орфографически правильно писать «родных». Звук [и] в слове «с[и]стрич(?)ки» заменен на букву е, так как в безударной позиции гласная е также может редуцироваться и произноситься как [и], особенно после мягких согласных. Орфографически верно «сестрички». Символ ч(?)ки указывает на пропущенную букву, и по смыслу слова «сестрички» здесь должна быть буква к.
Во второй строке «Писа(н, нн)ых кр[а]сав[и]цы» превращается в «Писаных красавицы». Выбор между н и нн в слове «писаных» определяется правилами правописания причастий и отглагольных прилагательных. В данном случае, это отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида «писать», не имеющее приставки (кроме не-), зависимых слов или суффиксов ова-, ева-, поэтому пишется одна н. Звук [а] в слове «кр[а]сав[и]цы» заменен на букву а, так как это ударная гласная в корне слова. Звук [и] в слове «красав[и]цы» заменен на букву и, так как это ударная гласная в суффиксе слова.
Третья строка «На)одной ж[ы]вут стр[а]нич(?)к[ь]» становится «На одной живут странице». Предлог На пишется отдельно от слова «одной». Звук [ы] в слове «ж[ы]вут» заменен на букву и, так как после ж в русском языке пишется и, а не ы (правило «жи-ши пиши с и»). Звук [а] в слове «стр[а]нич(?)к[ь]» заменен на букву а, так как это безударная гласная, которая произносится как [а]. Символ ч(?)к[ь] указывает на пропущенную букву и мягкий знак. По смыслу, это слово «странице», где ц — это буква, а е — окончание, которое после ц в данном падеже пишется через е.
Четвертая строка «А по[ф]сюду слав[ьцъ]!» становится «А повсюду славятся!». Звук [ф] в слове «по[ф]сюду» заменен на букву в, так как происходит озвончение согласного в перед гласной ю. Звук [ьцъ] в слове «слав[ьцъ]!» заменен на буквосочетание тся. Это возвратный глагол в третьем лице множественного числа, отвечающий на вопрос «что делают?», поэтому пишется тся без мягкого знака.
Пятая строка «(К)нам они с[и]час сп[и]шат,» превращается в «К вам они сейчас спешат,». Предлог К пишется отдельно от слова «нам». Звук [и] в слове «с[и]час» заменен на букву е, так как это безударная гласная, которая редуцируется до [и]. Орфографически правильно «сейчас». Звук [и] в слове «сп[и]шат» заменен на букву е, так как это безударная гласная, которая редуцируется до [и]. Орфографически правильно «спешат».
Шестая строка «Славные с[и]стриц[ы],» становится «Славные сестрицы,». Звук [и] в слове «с[и]стриц[ы]» заменен на букву е, так как это безударная гласная, которая редуцируется до [и]. Орфографически правильно «сестрицы». Пропущенная запятая вставлена в конце строки, так как это конец придаточного предложения или части сложного предложения.
Седьмая строка «Оч[ь]нь прос[ь]т [ф]сех р[и]бят» превращается в «Очень просим всех ребят». Звук [ь] в слове «Оч[ь]нь» заменен на букву е, так как в безударной позиции гласная е может редуцироваться, а мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного. Орфографически правильно «Очень». Звук [ь] в слове «прос[ь]т» заменен на букву о, так как в безударной позиции гласная о может редуцироваться, а мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного. Орфографически правильно «просим». Звук [ф] в слове «[ф]сех» заменен на букву в, так как происходит озвончение согласного в перед гласной е. Орфографически правильно «всех». Звук [и] в слове «р[и]бят» заменен на букву е, так как это безударная гласная, которая редуцируется до [и]. Орфографически правильно «ребят».
Восьмая строка «(С)ними п[ъ]друж[ыцъ].» становится «С ними подружиться.». Предлог С пишется отдельно от слова «ними». Звук [ъ] в слове «п[ъ]друж[ыцъ]» заменен на букву о, так как это безударная гласная, которая редуцируется до [ъ] (сверхкраткого звука, близкого к а или ы). Орфографически правильно «подружиться». Звук [ы] в слове «подруж[ыцъ]» заменен на букву и, так как после ж пишется и. Звук [цъ] в слове «подруж[ыцъ]» заменен на буквосочетание ться. Это инфинитив (неопределенная форма глагола), отвечающий на вопрос «что сделать?», поэтому пишется ться с мягким знаком.
Далее следуют буквы алфавита, написанные правильно, и фразы, которые также были скорректированы: «Пр[и]катили на [ј’и]же.» стало «Прикатили на еже.» — Звук [и] в «Пр[и]катили» заменен на и, так как это безударная гласная. Звук [ј’и] в «[ј’и]же» заменен на е, так как е в начале слова или после гласной обозначает два звука: [й’] и [э], здесь же после предлога на оно обозначает [й’э], но орфографически это е. «Дружн[ъ] выл[ь]зли (в)[а]кно.» стало «Дружно вылезли в окно.» — Звук [ъ] в «Дружн[ъ]» заменен на о, так как это безударная гласная. Звук [ь] в «выл[ь]зли» заменен на е, так как это безударная гласная. Предлог в пишется отдельно от слова «окно», а звук [а] в «[а]кно» заменен на о, так как это безударная гласная. «[а]с[и]длали п[и]туха.» стало «Оседлали петуха.» — Звук [а] в «[а]с[и]длали» заменен на о, так как это безударная гласная. Звук [и] в «[а]с[и]длали» заменен на е, так как это безударная гласная. Звук [и] в «п[и]туха» заменен на е, так как это безударная гласная. «[ф’]се т[и]перь [ма]и друз(?)я.» стало «Все теперь мои друзья.» — Звук *[ф’] в «[ф’]се» заменен на в, так как происходит озвончение согласного в перед гласной е. Звук [и] в «т[и]перь» заменен на е, так как это безударная гласная. Звук [а] в «[ма]и» заменен на о, так как это безударная гласная. Символ друз(?)я указывает на пропущенную букву, и по смыслу слова «друзья» здесь должна быть буква ь (мягкий знак).
Теперь перейдем к вопросу об отсутствующих буквах.
Для того чтобы определить, какие буквы отсутствуют в исходном тексте стихотворения (до исправлений, так как вопрос относится к «перечню текста стихотворения», что можно интерпретировать как исходный набор букв, использованных автором в его «звуковой» записи), нам необходимо сначала составить полный список букв русского алфавита, а затем выписать все уникальные буквы, которые встречаются в предоставленном тексте стихотворения (включая те, что были в фонетической записи и скобках, если они предполагают конкретную букву).
Полный русский алфавит содержит 33 буквы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Давайте пройдемся по исходному тексту и выпишем все буквы, которые там присутствуют, учитывая и фонетические обозначения, и варианты в скобках:
- «33 р[а]дных с[и]стрич(?)ки» -> р, а, д, н, ы, х, с, и, с, т, р, и, ч, к, и (приняли ‘к’ для ‘?’)
- «Писа(н, нн)ых кр[а]сав[и]цы» -> П, и, с, а, н, ы, х, к, р, а, с, а, в, и, ц, ы (приняли ‘н’)
- «(На)одной ж[ы]вут стр[а]нич(?)к[ь]» -> Н, а, о, д, н, о, й, ж, ы, в, у, т, с, т, р, а, н, и, ч, к, е (приняли ‘к’ и ‘е’ для ‘?’)
- «А по[ф]сюду слав[ьцъ]!» -> А, п, о, в, с, ю, д, у, с, л, а, в, я, т, с, я (приняли ‘в’ и ‘тся’)
- «(К)нам они с[и]час сп[и]шат,» -> К, н, а, м, о, н, и, с, е, й, ч, а, с, с, п, е, ш, а, т (приняли ‘е’ и ‘й’ для ‘и’)
- «Славные с[и]стриц[ы],» -> С, л, а, в, н, ы, е, с, е, с, т, р, и, ц, ы (приняли ‘е’)
- «Оч[ь]нь прос[ь]т [ф]сех р[и]бят» -> О, ч, е, н, ь, п, р, о, с, и, м, в, с, е, х, р, е, б, я, т (приняли ‘е’, ‘о’, ‘и’, ‘в’, ‘е’)
- «(С)ними п[ъ]друж[ыцъ].» -> С, н, и, м, и, п, о, д, р, у, ж, и, т, ь, с, я (приняли ‘о’, ‘и’, ‘ться’)
- «А, Б, В, Г, Д, Е, Ж» -> А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
- «З, И, К, Л, М, Н, О» -> З, И, К, Л, М, Н, О
- «П, Р, С, Т, У, Ф, Х» -> П, Р, С, Т, У, Ф, Х
- «Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я» -> Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Собираем все уникальные буквы из этого списка: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, Ь.
Сравнивая этот список с полным русским алфавитом (33 буквы), мы видим, что отсутствуют следующие буквы: Ё, Й, Ъ, Ы. В исходном тексте, где были фонетические транскрипции, звук [ы] присутствовал, но как звук, а не как буква. Например, «ж[ы]вут» или «с[и]стриц[ы]». Если мы строго говорим о буквах, которые были написаны в тексте (даже в скобках), то буква Ы действительно отсутствовала. Аналогично, Й как отдельная буква не была явно написана, хотя звук [й’] присутствовал в транскрипциях. Твердый знак Ъ и буква Ё также отсутствовали.
Таким образом, в тексте отсутствуют буквы: Ё, Й, Ъ, Ы. Это четыре буквы. В задании указано «5 букв». Если считать, что «ь» в «Оч[ь]нь» и «слав[ьцъ]» не является буквой в том смысле, как ее перечисляют в алфавите (хотя она есть), то это может быть причиной расхождения. Однако, если мы берем буквы, которые не были использованы вообще, то это Ё, Й, Ъ, Ы. Если же автор вопроса имел в виду, что в списке алфавита в стихотворении не хватает 5 букв, то это Ё, Й, Ъ, Ы и, возможно, одна из букв, которые были в фонетической записи, но не в алфавитном перечислении. Но, основываясь на предоставленном решении, где указаны Ё, Й, Ь, Ъ, Ы, это означает, что мягкий знак Ь также считается отсутствующим, несмотря на его наличие в транскрипции как часть слова. Это противоречиво, так как Ь явно присутствует в транскрипциях как часть слова «Оч[ь]нь» или «слав[ьцъ]». Однако, если мы ориентируемся на список букв алфавита, который перечисляется в стихотворении (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я), то в этом перечне действительно отсутствуют Ё, Й, Ъ, Ы, Ь. Это наиболее вероятная интерпретация, так как вопрос спрашивает про «перечень текста стихотворения», а не про все буквы, которые можно извлечь из фонетической записи.
Итак, в перечне букв алфавита, представленном в стихотворении, отсутствуют буквы: Ё, Й, Ь, Ъ, Ы.
Теперь выполним фонетический и орфоэпический анализ выделенного слова подружиться.
Слово подружиться является глаголом в неопределенной форме (инфинитивом).
Фонетический анализ начинается с деления слова на слоги и определения ударения. Слово подружиться делится на четыре фонетических слога: по-дру-жи-ться. Ударение в этом слове падает на третий слог: жи. Это значит, что гласный звук в этом слоге произносится с большей силой и длительностью, чем остальные.
Орфоэпический анализ помогает понять, как слово произносится в соответствии с нормами русского языка. Транскрипция слова подружиться выглядит так: [падружыц:а]. Давайте разберем каждый звук в слове:
- Буква П обозначает звук [п].
- Это согласный звук.
- Он глухой, имеет пару по звонкости/глухости – звук [б].
- Он твёрдый, имеет пару по твёрдости/мягкости – звук [п’].
- По способу образования это смычно-взрывной (или плозивный) звук, по месту образования – губно-губной (или билабиальный).
- Буква О обозначает звук [а].
- Это гласный звук.
- Он находится в безударной позиции (в приставке по-), поэтому происходит редукция гласного о, и он произносится как [а].
- Буква Д обозначает звук [д].
- Это согласный звук.
- Он звонкий, имеет пару по звонкости/глухости – звук [т].
- Он твёрдый, имеет пару по твёрдости/мягкости – звук [д’].
- По способу образования это смычно-взрывной звук, по месту образования – зубной (или дентальный).
- Буква Р обозначает звук [р].
- Это согласный звук.
- Он звонкий и является непарным по звонкости/глухости, так как относится к сонорным звукам (всегда звонкий).
- Он твёрдый, имеет пару по твёрдости/мягкости – звук [р’].
- По способу образования это дрожащий (или вибрант), по месту образования – переднеязычный.
- Буква У обозначает звук [у].
- Это гласный звук.
- Он находится в безударной позиции (в корне слова друж-), но гласный у в русском языке обычно не подвергается сильной редукции и произносится достаточно четко, сохраняя свое качество.
- Буква Ж обозначает звук [ж].
- Это согласный звук.
- Он звонкий, имеет пару по звонкости/глухости – звук [ш].
- Он твёрдый, является непарным по твёрдости/мягкости, так как в русском языке звук [ж] всегда произносится твёрдо.
- По способу образования это щелевой (или фрикативный) звук, по месту образования – шипящий (или постальвеолярный).
- Буква И обозначает звук [ы].
- Это гласный звук.
- Он находится в ударной позиции (в суффиксе -жи-), поэтому произносится четко.
- Здесь происходит фонетическое явление: после твердого шипящего [ж] гласный и произносится как [ы]. Это правило произношения, известное как «жи-ши пиши с и», но произносится как [ы].
- Буква Т обозначает звук [ц:].
- Это согласный звук.
- Буквосочетание ться в глаголах (в данном случае, в инфинитиве) произносится как долгий звук [ц:].
- Звук [ц] является глухим, непарным по глухости/звонкости.
- Он твёрдый, является непарным по твёрдости/мягкости, так как звук [ц] всегда произносится твёрдо.
- По способу образования это аффриката (сочетание смычного и щелевого звуков), по месту образования – зубной.
- Двоеточие (:) указывает на долготу звука.
- Буква С в данном случае не образует отдельного звука. Она входит в состав аффрикаты [ц:] вместе с буквой т.
- Буква Ь (мягкий знак) в данном слове не обозначает звука. Его функция – указывать на грамматическую форму глагола (инфинитив) и на то, что это возвратный глагол.
- Буква Я обозначает звук [а].
- Это гласный звук.
- Он находится в безударной позиции (в возвратном постфиксе сь), поэтому происходит редукция гласного я, и он произносится как [а].
Таким образом, в слове подружиться имеется 11 букв (п, о, д, р, у, ж, и, т, ь, с, я) и 9 звуков ([п], [а], [д], [р], [у], [ж], [ы], [ц:], [а]). Разница в количестве букв и звуков обусловлена тем, что мягкий знак не обозначает звука, а буквосочетание ться произносится как один долгий звук [ц:], в результате чего две буквы (т и с) образуют один звук, а я после с обозначает звук а.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!