1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 7 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
7 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2014-2024.
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир русского языка. Он создан для того, чтобы сделать изучение языка увлекательным и доступным для каждого ученика.

ГДЗ по Русскому языку 7 Класс Номер 464 Разумовская, Львова — Подробные Ответы

Упражнение

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Определите, есть ли предложения, строение которых соответствует одной и той же схеме. Составьте эту схему.

  • Осины на берегу торопливо зашуршали листьями и смолкли.
  • Дед мой работал для линейного флота отец тоже всю жизнь старался, шил паруса.
  • Леонтьев за ней не поспевал и не хотел торопиться.
  • Расплавленный полдень то погружал их в синюю тень то обливал красным золотом.
  • Раньше дождь нагонял на меня скуку но теперь я знал что у дождя есть цвет запах и звук.
  • Дождь прошёл но ветер налетал порывами до самого утра.
  • Огонь маяка то разгорался то бледнел от усталости. (К. Паустовский)

Выпишите из предложений причастие, разберите его по составу. В прямом или переносном значении употреблено это причастие?

Разберите по составу слова, имеющие нулевое окончание.

Краткий ответ:

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Определите, есть ли предложения, строение которых соответствует одной и той же схеме. Составьте эту схему.

  • Осины на берегу торопливо (словарное слово) зашуршали листьями и смолкли.
  • Дед мой работал для линейного флота, отец тоже (союз) всю жизнь старался (словарное слово), шил паруса.
  • Леонтьев за ней не поспевал (не с глаголом) и не хотел торопиться (не с глаголом).
  • Расплавленный (причастие на -с перед глухим согласным корня; причастие от глагола совершенного вида) полдень (пол- перед согласным) то погружал их в синюю тень, то обливал красным золотом.
  • Раньше дождь нагонял (проверочное слово: гонит) на меня скуку, но теперь я знал, что у дождя есть цвет, запах и звук.
  • Дождь прошёл, но ветер налетал (проверочное слово: лётчик) порывами до самого утра.
  • Огонь маяка (словарное слово) то разгорался (чередующийся корень гор-/гар-)то бледнел от усталости.

Одинаковые схемы:

У предложений 1 и 3: Это простые предложения с однородными сказуемыми. Схема: [Подлежащее Сказуемое и Сказуемое].

У предложений 4 и 7: Это простые предложения с однородными сказуемыми, соединёнными повторяющимся союзом «то… то». Схема: [Подлежащее то Сказуемое, то Сказуемое].

2. Выпишите из предложений причастие, разберите его по составу. В прямом или переносном значении употреблено это причастие?

Причастие: Расплавленный (из предложения 4). Употреблено в переносном значении. Разбор по составу: Приставка: рас- Корень: плав- Суффикс: -ленн- Окончание: -ый

3. Разберите по составу слова, имеющие нулевое окончание.

  • дед: корень дед, нулевое окончание.
  • работал: корень работ, суффикс -а-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • отец: корень отец, нулевое окончание.
  • жизнь: корень жизнь, нулевое окончание.
  • шил: корень ши, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • поспевал: приставка по-, корень спе, суффикс -ва-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • хотел: корень хотел, нулевое окончание.
  • полдень: корень полдень, нулевое окончание.
  • погружал: приставка по-, корень груж, суффикс -а-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • тень: корень тень, нулевое окончание.
  • обливал: приставка об-, корень ли, суффикс -ва-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • дождь: корень дождь, нулевое окончание.
  • нагонял: приставка на-, корень гон, суффикс -я-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • цвет: корень цвет, нулевое окончание.
  • запах: приставка за-, корень пах, нулевое окончание.
  • звук: корень звук, нулевое окончание.
  • прошёл: приставка про-, корень ш, суффикс -ё-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • ветер: корень ветер, нулевое окончание.
  • налетал: приставка на-, корень лет, суффикс -а-, суффикс -л-, нулевое окончание.
  • огонь: корень огонь, нулевое окончание.
  • бледнел: корень бледн, суффикс -е-, суффикс -л-, нулевое окончание.
Подробный ответ:

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Определите, есть ли предложения, строение которых соответствует одной и той же схеме. Составьте эту схему.

Начнём с первого предложения: «Осины на берегу торопливо зашуршали листьями и смолкли.» Здесь необходимо вставить пропущенную букву в слове «торопливо». Это наречие образовано от прилагательного «торопливый», которое является словарным словом, его написание нужно запомнить. Поэтому пишем «торопливо». В предложении нет пропущенных знаков препинания, так как оно простое, с однородными сказуемыми «зашуршали» и «смолкли», соединёнными одиночным союзом «и», перед которым запятая не ставится. Грамматическая основа: «осины» (подлежащее, выражено существительным) «зашуршали и смолкли» (однородные сказуемые, выражены глаголами). Это простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми.

Второе предложение: «Дед мой работал для линейного флота, отец тоже всю жизнь старался, шил паруса.» В этом предложении требуется поставить запятые. Первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения: «Дед мой работал для линейного флота» и «отец тоже всю жизнь старался, шил паруса». Эти части равноправны по смыслу, но вторая поясняет или дополняет первую, или же они просто перечисляют действия. Слово «тоже» пишется слитно, так как это союз, имеющий значение «и», «также». Слово «старался» является словарным, его написание необходимо запомнить. Вторая запятая ставится между однородными сказуемыми «старался» и «шил», относящимися к подлежащему «отец». Эти сказуемые не соединены союзом, поэтому между ними ставится запятая. Грамматические основы: первая – «дед» (подлежащее) «работал» (сказуемое); вторая – «отец» (подлежащее) «старался, шил» (однородные сказуемые). Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми.

Третье предложение: «Леонтьев за ней не поспевал и не хотел торопиться.» В этом предложении нужно раскрыть скобки, где указано «не с глаг.; спешка» и «не с глаг.». Правило гласит, что частица «не» с глаголами пишется раздельно. Поэтому пишем «не поспевал» и «не хотел». Слово «торопиться» здесь является инфинитивом, зависимым от глагола «хотел». Знаков препинания в этом предложении не требуется, так как оно простое, с однородными сказуемыми «не поспевал» и «не хотел торопиться», соединёнными одиночным союзом «и», перед которым запятая не ставится. Грамматическая основа: «Леонтьев» (подлежащее) «не поспевал и не хотел торопиться» (однородные сказуемые). Это простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми.

Четвёртое предложение: «Расплавленный (прист. на -с перед глух согл. корня; прич. от глаг. СВ) полдень (пол- перед согл.) то погружал их в синюю тень то обливал красным золотом.» Здесь нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Слово «расплавленный» пишется с приставкой «рас-«, потому что корень «плав-» начинается с глухого согласного «п». Это причастие образовано от глагола совершенного вида «расплавить». Слово «полдень» пишется слитно с приставкой «пол-«, потому что она стоит перед согласным. В предложении используются повторяющиеся союзы «то… то», которые соединяют однородные сказуемые «погружал» и «обливал». Перед вторым «то» и последующими союзами в ряду однородных членов ставится запятая. Поэтому запятая ставится перед «то обливал». Грамматическая основа: «полдень» (подлежащее) «то погружал, то обливал» (однородные сказуемые). Это простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, соединёнными повторяющимся союзом.

Пятое предложение: «Раньше дождь нагонял (гонит) на меня скуку но теперь я знал что у дождя есть цвет запах и звук.» В этом предложении необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Слово «нагонял» пишется с буквой «о» в корне, так как проверочное слово «гонит» имеет ударную «о». Это сложноподчинённое предложение. Первая часть «Раньше дождь нагонял на меня скуку» отделяется запятой от второй части «но теперь я знал». Союз «но» является противительным и соединяет две части сложного предложения. Далее следует придаточное изъяснительное предложение «что у дождя есть цвет запах и звук», которое присоединяется к главной части «я знал» с помощью союза «что». Перед союзом «что» ставится запятая. В придаточном предложении «у дождя есть цвет запах и звук» имеются однородные члены «цвет», «запах», «звук». Между «цвет» и «запах» запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом «и» с «звук». Но между «цвет» и «запах» запятая ставится, если они не соединены союзом. Здесь есть ошибка в исходном задании, так как «цвет запах и звук» подразумевает «цвет, запах и звук». Если бы было «цвет, запах и звук», то запятая ставилась бы между «цвет» и «запах». В данном случае, если «запах» и «звук» соединены «и», то «цвет» должен быть отделен запятой от «запах». Грамматические основы: первая – «дождь» (подлежащее) «нагонял» (сказуемое); вторая – «я» (подлежащее) «знал» (сказуемое); третья – «цвет, запах, звук» (однородные подлежащие) «есть» (сказуемое). Это сложноподчинённое предложение с однородными членами в придаточной части.

Шестое предложение: «Дождь прошёл но ветер налетал (лётчик) порывами до самого утра.» Здесь нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Слово «прошёл» пишется с буквой «ё» после шипящей, так как образовано от «пройти». Слово «налетал» пишется с буквой «е» в корне, так как проверочное слово «лётчик» имеет ударную «ё», которая чередуется с «е». Это сложносочинённое предложение, части которого «Дождь прошёл» и «ветер налетал порывами до самого утра» соединены противительным союзом «но». Перед союзом «но» всегда ставится запятая, если он соединяет части сложного предложения. Грамматические основы: первая – «дождь» (подлежащее) «прошёл» (сказуемое); вторая – «ветер» (подлежащее) «налетал» (сказуемое). Это сложносочинённое предложение.

Седьмое предложение: «Огонь маяка (слов. слово) то разгорался (черед. корень гор-/гар-) то бледнел от усталости.» Здесь необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Слово «маяка» является словарным словом, его написание нужно запомнить. Слово «разгорался» пишется с буквой «о» в корне, так как это чередующийся корень «гор-/гар-«, и в данном случае ударение не падает на корень, поэтому пишется «о» (без ударения пишем «о», под ударением — «а»). В предложении используются повторяющиеся союзы «то… то», которые соединяют однородные сказуемые «разгорался» и «бледнел». Перед вторым «то» и последующими союзами в ряду однородных членов ставится запятая. Поэтому запятая ставится перед «то бледнел». Грамматическая основа: «огонь» (подлежащее) «то разгорался, то бледнел» (однородные сказуемые). Это простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, соединёнными повторяющимся союзом.

Одинаковые схемы предложений:

Мы можем выделить две группы предложений с одинаковыми схемами.

Первая группа включает предложения 1 и 3. Оба эти предложения являются простыми, осложнёнными однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом «и», перед которым запятая не ставится. Схема для предложений 1 и 3: [Подлежащее Сказуемое и Сказуемое]. Здесь квадратные скобки обозначают простое предложение. Подлежащее – это главный член предложения, обозначающий предмет речи. Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие или состояние подлежащего. Союз «и» соединяет однородные сказуемые.

Вторая группа включает предложения 4 и 7. Оба эти предложения также являются простыми, осложнёнными однородными сказуемыми, но соединёнными повторяющимся союзом «то… то». Схема для предложений 4 и 7: [Подлежащее то Сказуемое, то Сказуемое]. Здесь квадратные скобки также обозначают простое предложение. Подлежащее и Сказуемое имеют те же значения. Повторяющийся союз «то… то» указывает на чередование или выбор из нескольких возможных действий, выполняемых одним подлежащим. Запятая ставится перед вторым и последующими частями повторяющегося союза.

2. Выпишите из предложений причастие, разберите его по составу. В прямом или переносном значении употреблено это причастие?

Из предложений выберем причастие Расплавленный из предложения 4 («Расплавленный полдень»).

Разбор по составу (морфемный анализ):

  • Приставка: рас- (обозначает завершённость действия, распространение его на что-либо).
  • Корень: -плав- (несёт основное лексическое значение слова, связанное с процессом плавления, превращения твёрдого в жидкое).
  • Суффикс: -ленн- (этот суффикс образует страдательные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида, оканчивающихся на -ить, -еть, -ать).
  • Окончание: -ый (это окончание прилагательных и причастий мужского рода единственного числа в именительном падеже, указывает на род, число и падеж причастия, согласуясь с существительным «полдень»).
  • Основа слова: расплавленн- (часть слова без окончания, несущая его основное значение). Данное причастие образовано от глагола совершенного вида «расплавить» (что сделать?).

Значение причастия: Причастие «расплавленный» в словосочетании «расплавленный полдень» употреблено в переносном значении. В прямом значении «расплавленный» означает что-либо, что перешло из твёрдого состояния в жидкое под воздействием высокой температуры (например, «расплавленный металл», «расплавленный воск»). Однако в контексте «расплавленный полдень» речь идёт не о буквальном плавлении времени суток. Здесь это слово используется для создания яркого, образного описания очень жаркого, знойного полудня, когда воздух кажется настолько горячим, что он «плавится», становится вязким, мерцающим, создавая ощущение духоты и неподвижности. Это метафорическое употребление, передающее ощущение изнуряющей жары, когда всё вокруг словно теряет чёткость и расплывается от зноя. Таким образом, причастие используется для усиления эмоционального и художественного эффекта, а не для передачи буквального физического процесса.

3. Разберите по составу слова, имеющие нулевое окончание.

Нулевое окончание – это значимая часть слова, которая не выражена звуками, но присутствует в системе словоизменения и указывает на грамматические значения (род, число, падеж для существительных и прилагательных; лицо, число, род для глаголов). Мы обозначаем его квадратиком.

  • дед:
    • Корень: дед (несёт основное лексическое значение «родственник по отцовской или материнской линии»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • работал:
    • Корень: работ (несёт основное лексическое значение «трудиться, выполнять работу»).
    • Суффикс: -а- (глагольный суффикс, образующий глаголы).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • отец:
    • Корень: отец (несёт основное лексическое значение «родитель мужского пола»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • жизнь:
    • Корень: жизнь (несёт основное лексическое значение «форма существования материи, высшая ступень её развития»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на женский род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное женского рода, третьего склонения.
  • шил:
    • Корень: ши (несёт основное лексическое значение «соединять что-либо нитками»).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • поспевал:
    • Приставка: по- (обозначает начало действия или его завершённость).
    • Корень: спе (несёт основное лексическое значение «успевать, быть вовремя»).
    • Суффикс: -ва- (глагольный суффикс, образующий глаголы несовершенного вида).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • хотел:
    • Корень: хотел (несёт основное лексическое значение «иметь желание, стремиться к чему-либо»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • полдень:
    • Приставка: пол- (обозначает половину).
    • Корень: день (несёт основное лексическое значение «часть суток от восхода до захода солнца»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения, образованное сложением основ.
  • погружал:
    • Приставка: по- (обозначает начало действия или его завершённость).
    • Корень: груж (несёт основное лексическое значение «опускать что-либо вниз, вглубь»).
    • Суффикс: -а- (глагольный суффикс).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • тень:
    • Корень: тень (несёт основное лексическое значение «отсутствие света из-за преграды»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на женский род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное женского рода, третьего склонения.
  • обливал:
    • Приставка: об- (обозначает охват, покрытие чего-либо).
    • Корень: ли (несёт основное лексическое значение «лить, проливать»).
    • Суффикс: -ва- (глагольный суффикс, образующий глаголы несовершенного вида).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • дождь:
    • Корень: дождь (несёт основное лексическое значение «атмосферные осадки в виде капель воды»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • нагонял:
    • Приставка: на- (обозначает направление действия, накопление).
    • Корень: гон (несёт основное лексическое значение «гнать, преследовать»).
    • Суффикс: -я- (глагольный суффикс).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • цвет:
    • Корень: цвет (несёт основное лексическое значение «окраска, оттенок»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • запах:
    • Приставка: за- (обозначает начало действия или его результат).
    • Корень: пах (несёт основное лексическое значение «испускать аромат»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • звук:
    • Корень: звук (несёт основное лексическое значение «физическое явление, воспринимаемое слухом»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • прошёл:
    • Приставка: про- (обозначает движение сквозь что-либо, завершённость действия).
    • Корень: ш (корень глагола «идти», «ходить» в прошедшем времени).
    • Суффикс: -ё- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, совершенного вида.
  • ветер:
    • Корень: ветер (несёт основное лексическое значение «движение воздуха»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • налетал:
    • Приставка: на- (обозначает направление действия, внезапность).
    • Корень: лет (несёт основное лексическое значение «перемещаться по воздуху»).
    • Суффикс: -а- (глагольный суффикс).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.
  • огонь:
    • Корень: огонь (несёт основное лексическое значение «горящее вещество, пламя»).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного).
    • Это существительное мужского рода, второго склонения.
  • бледнел:
    • Корень: бледн (несёт основное лексическое значение «терять цвет, становиться менее ярким»).
    • Суффикс: -е- (глагольный суффикс, образующий глаголы).
    • Суффикс: -л- (суффикс прошедшего времени глагола).
    • Нулевое окончание: ☐ (указывает на мужской род, единственное число глагола прошедшего времени).
    • Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида.


Общая оценка
4.6 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете способ сделать изучение русского языка в 7 классе более увлекательным и эффективным? Наш сайт предлагает уникальные ГДЗ по русскому языку, которые помогут вам решать любые задачи с легкостью и уверенностью!

Представьте себе: вы сидите за домашним заданием, и вместо того чтобы теряться в сложных правилах, вы просто открываете наш ресурс. У нас есть подробные решения и объяснения, которые помогут вам не только получить правильный ответ, но и понять, как его найти. Мы охватываем все темы — от орфографии до синтаксиса, чтобы вы могли уверенно справляться с любыми заданиями.

Наши материалы доступны онлайн, что позволяет вам учиться в любое время и в любом месте — будь то дома, в школе или даже в пути. Мы создали удобный интерфейс, чтобы вы могли быстро находить нужные задания и получать на них качественные ответы.

Не упустите возможность сделать обучение интересным и продуктивным! С нашими ГДЗ по русскому языку для 7 класса вы сможете не только улучшить свои оценки, но и развить любовь к языку. Присоединяйтесь к нам и откройте для себя мир знаний!