
Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир русского языка. Он создан для того, чтобы сделать изучение языка увлекательным и доступным для каждого ученика.
ГДЗ по Русскому языку 7 Класс Номер 151 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Выразительно прочитайте текст, составьте его план. К какому стилю речи относится этот текст? Перескажите текст по частям, сохраняя его стилевые особенности.
Дмитрий Николаевич УШАКОВ (1873-1942) больше всего известен как один из создателей и главный редактор четырёхтомного «Толкового словаря русского языка». Однако словарями Д. Н. Ушаков стал заниматься в зрелые годы, когда его имя уже стояло в ряду крупных учёных-лингвистов.
Всю свою жизнь он изучал живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии. Дмитрий Николаевич — автор нескольких учебников и учебных пособий по правописанию. Каждый школьник знаком с его знаменитым «Орфографическим словарём» (после смерти Д. Н. Ушакова работу над словарём продолжил известный методист Сергей Ефимович Крючков).
Д. Н. Ушаков теоретически разрабатывал и активно пропагандировал основы правильного русского произношения, справедливо считая орфоэпию важнейшей составной частью культуры речи, без которой немыслима и общая культура человека.
Современники и ученики Д. Н. Ушакова отмечали, что он не только блестяще знал русский язык, но мог просто, доходчиво и увлекательно рассказать о самых сложных языковых явлениях.
- Выпишите десять слов, которые употребляются в текстах научного стиля речи. Какие из них являются терминами?
- К какой части речи относятся выделенные слова? Подберите к ним синонимы. Используйте ресурсы Интернета.
- Спишите последнее предложение и выполните его синтаксический анализ.
План текста: Текст может быть разделён на следующие смысловые части:
- Лингвист Д.Н. Ушаков.
- Работы Д.Н. Ушакова в орфографии и орфоэпии.
- Современники об Ушакове.
Стиль речи текста: Данный текст относится к научному стилю.
Слова научного стиля и термины: Из текста можно выписать следующие слова, характерные для научного стиля:
- Словарь, лингвист, орфография, теоретически, разрабатывал, пропагандировал, произношение, орфоэпия, явление, методист. Среди них терминами являются: лингвист, орфография, орфоэпия.
Часть речи и синонимы выделенных слов: Выделенные слова в тексте — просто, доходчиво, увлекательно. Все они являются наречиями. Их синонимами могут быть: несложно, понятно, интересно.
Синтаксический анализ последнего предложения: Последнее предложение текста: «Современники и ученики Д. Н. Ушакова отмечали, что он не только блестяще знал русский язык, но мог просто, доходчиво и увлекательно рассказать о самых сложных языковых явлениях.» Его синтаксический анализ выглядит следующим образом:
- Современники (существительное) и (союз) ученики (существительное) Д. Н. Ушакова (существительное) отмечали (глагол), что (союз) он (существительное) не только (частица) блестяще (наречие) знал (глагол) русский (прилагательное) язык (существительное), но (союз) мог (глагол) просто (наречие), доходчиво (наречие) и (союз) увлекательно (наречие) рассказать (глагол) о (предлог) самых (местоимение) сложных (прилагательное) языковых (прилагательное) явлениях (существительное).
План текста: Для более глубокого понимания содержания текста, его можно разделить на три логические части. Первая часть, которую можно озаглавить как «Лингвист Д.Н. Ушаков», знакомит читателя с личностью Дмитрия Николаевича Ушакова, подчеркивая его ключевую роль как одного из создателей и главного редактора знаменитого «Толкового словаря русского языка». В этой части также упоминается, что его деятельность в области словарей началась в зрелом возрасте, когда он уже был признанным учёным-лингвистом. Вторая часть, «Работы Д.Н. Ушакова в орфографии и орфоэпии», детализирует основные направления его научной деятельности, акцентируя внимание на изучении живой русской речи, работе над орфографией, создании учебников и пособий по правописанию. Особое место здесь уделяется его теоретической разработке и активной пропаганде основ правильного русского произношения, то есть орфоэпии, которую он справедливо считал неотъемлемой частью общей культуры человека. Наконец, третья часть, «Современники об Ушакове», представляет собой заключительную мысль о восприятии Д.Н. Ушакова его коллегами и учениками, которые отмечали не только его глубокие знания русского языка, но и уникальную способность просто, доходчиво и увлекательно объяснять даже самые сложные языковые явления.
Стиль речи текста: Данный текст относится к научному стилю речи. Это определяется несколькими характерными признаками. Во-первых, текст содержит объективную информацию о жизни и деятельности известного учёного, представляя факты без эмоциональной окраски или субъективных оценок. Во-вторых, используются термины из области лингвистики, такие как «лингвист», «орфография», «орфоэпия», «правописание», «языковые явления», что является типичным для научного изложения. В-третьих, текст отличается логичностью и последовательностью изложения, информация структурирована и подана в строгом порядке, что способствует точности и ясности понимания. Цель текста — информировать и просвещать, а не развлекать или убеждать, что также характерно для научного стиля.
Слова научного стиля и термины: Из представленного текста можно выделить следующие десять слов, характерные для научного стиля речи, некоторые из которых являются терминами:
- Словарь – это лексикографическое издание, содержащее упорядоченный перечень слов с их определениями, информацией о происхождении, произношении и употреблении. В данном контексте это не строго лингвистический термин, но ключевое понятие в лексикографии.
- Лингвист – термин, обозначающий специалиста в области лингвистики, науки о языке. Это прямое указание на научную профессию.
- Орфография – термин, раздел языкознания, изучающий систему правил написания слов. Это фундаментальное понятие в русском языке.
- Теоретически – наречие, указывающее на отношение к теории, к абстрактным знаниям, что характерно для научного исследования.
- Разрабатывал – глагол, описывающий процесс создания или совершенствования чего-либо на основе научных принципов, что является типичной деятельностью учёного.
- Пропагандировал – глагол, означающий активное распространение каких-либо идей, знаний, теорий, что часто сопровождает научные открытия и разработки.
- Произношение – процесс воспроизведения звуков речи, имеющий важное значение в фонетике и орфоэпии.
- Орфоэпия – термин, раздел языкознания, изучающий нормы произношения. Это специализированное понятие, тесно связанное с культурой речи.
- Явление – общенаучное слово, используемое для обозначения какого-либо факта, события или процесса, наблюдаемого в природе или обществе, в данном случае – в языке.
- Методист – специалист по методике преподавания какой-либо дисциплины, в данном случае – русского языка, что указывает на прикладной аспект научной деятельности. Среди этих слов терминами являются: лингвист, орфография, орфоэпия. Они имеют строго определённое значение в рамках лингвистической науки и не используются в повседневной речи в таком же специализированном смысле.
Часть речи и синонимы выделенных слов: Выделенные слова в тексте — просто, доходчиво, увлекательно. Все эти слова являются наречиями. Наречия — это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака или признак предмета. Они отвечают на вопросы «как?», «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?» и «в какой степени?». В данном случае, они характеризуют действие глагола «рассказать», отвечая на вопрос «как?».
- Просто (наречие) — означает «без труда, без сложностей, легко». Синонимы: несложно, легко, доступно, понятно, ясно.
- Доходчиво (наречие) — означает «понятно, вразумительно, доступно для понимания». Синонимы: понятно, вразумительно, доступно, ясно, доступным языком.
- Увлекательно (наречие) — означает «интересно, захватывающе, вызывая интерес». Синонимы: интересно, захватывающе, занимательно, забавно, интригующе. Таким образом, Д.Н. Ушаков мог рассказать о сложных явлениях несложно, понятно и интересно.
Синтаксический анализ последнего предложения: Предложение для анализа: «Современники и ученики Д. Н. Ушакова отмечали, что он не только блестяще знал русский язык, но мог просто, доходчиво и увлекательно рассказать о самых сложных языковых явлениях.» Это сложное предложение, состоящее из двух простых предложений, соединенных подчинительной связью. Оно является сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
- Главное предложение: «Современники и ученики Д. Н. Ушакова отмечали»
- Подлежащее: «Современники и ученики» — однородные подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже.
- Сказуемое: «отмечали» — простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.
- Дополнение: «Д. Н. Ушакова» — дополнение, выраженное существительным в родительном падеже, относящееся к подлежащим.
- Придаточное предложение: «что он не только блестяще знал русский язык, но мог просто, доходчиво и увлекательно рассказать о самых сложных языковых явлениях.»
- Присоединяется к главному предложению с помощью подчинительного союза «что», который в данном случае выполняет роль союзного слова, вводя придаточное изъяснительное, отвечающее на вопрос «что отмечали?».
- Подлежащее: «он» — выражено личным местоимением в именительном падеже.
- Сказуемые: «знал» и «мог рассказать» — однородные сказуемые. «Знал» — простое глагольное сказуемое. «Мог рассказать» — составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол «мог» + инфинитив «рассказать»).
- Обстоятельство образа действия: «не только блестяще» — выражено частицей «не только» и наречием «блестяще», относится к сказуемому «знал». Указывает на то, как именно знал.
- Дополнение: «русский язык» — выражено прилагательным и существительным в винительном падеже, относится к сказуемому «знал».
- Союз «но» соединяет однородные сказуемые «знал» и «мог рассказать», указывая на противопоставление или дополнение.
- Обстоятельства образа действия: «просто, доходчиво и увлекательно» — однородные обстоятельства, выраженные наречиями, относящиеся к сказуемому «мог рассказать». Соединены сочинительным союзом «и». Указывают на то, как именно мог рассказать.
- Дополнение: «о явлениях» — выражено предлогом «о» и существительным в предложном падеже, относится к сказуемому «мог рассказать».
- Определения: «самых сложных» и «языковых» — выражены местоимением и прилагательными, относятся к дополнению «явлениях». «Самых сложных» — составное определение, указывающее на степень сложности. «Языковых» — определение, указывающее на принадлежность к языку.
Таким образом, данное сложноподчиненное предложение раскрывает две важные характеристики Д.Н. Ушакова, которые отмечали его современники: его глубокие знания русского языка и его талант к понятному и интересному изложению сложных лингвистических концепций.
Ищете способ сделать изучение русского языка в 7 классе более увлекательным и эффективным? Наш сайт предлагает уникальные ГДЗ по русскому языку, которые помогут вам решать любые задачи с легкостью и уверенностью!
Представьте себе: вы сидите за домашним заданием, и вместо того чтобы теряться в сложных правилах, вы просто открываете наш ресурс. У нас есть подробные решения и объяснения, которые помогут вам не только получить правильный ответ, но и понять, как его найти. Мы охватываем все темы — от орфографии до синтаксиса, чтобы вы могли уверенно справляться с любыми заданиями.
Наши материалы доступны онлайн, что позволяет вам учиться в любое время и в любом месте — будь то дома, в школе или даже в пути. Мы создали удобный интерфейс, чтобы вы могли быстро находить нужные задания и получать на них качественные ответы.
Не упустите возможность сделать обучение интересным и продуктивным! С нашими ГДЗ по русскому языку для 7 класса вы сможете не только улучшить свои оценки, но и развить любовь к языку. Присоединяйтесь к нам и откройте для себя мир знаний!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!