
Учебно-методическое издание «Русский язык. 6 класс», созданное авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук М.М. Разумовской, является современным образовательным продуктом, ориентированным на развитие лингвистических компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Рассматриваемый учебный комплекс демонстрирует прогрессивные подходы к организации языкового образования с учетом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 2 Номер 571 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТ
- Прочитайте рассказ и придумайте к нему разные заголовки, отражающие тему и основную мысль.
С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни. Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки. — А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки. — Наверное, листья или сучки, — ответил Серёжа. Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты. — Белки, — тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе к лодке. — Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается! Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё. Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу. Ребята трудились больше часа. Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки. (По Г. Скребицкому)
- Найдите то место в тексте, с которого начинается развёртывание основных событий, укажите наиболее напряжённый момент.
- Найдите в прочитанном отрывке все элементы рассказа.
- Выделите микротемы и составьте план текста.
- Выполните анализ строения всех частей, а также использованных в них языковых средств.
- Напишите изложение.
Различные варианты заголовков, отражающие тему и основную мысль рассказа, могут быть следующими: Спасение белок, Опасная переправа, Случай на рыбалке.
Развёртывание основных событий начинается с момента, когда мальчики, взглянув снова на речку, едва не вскрикнули от изумления, поняв, что плывущие объекты — это не листья, а зверьки. Наиболее напряжённый момент наступает, когда Серёжа вскрикнул: «Смотри, выплыть не может! Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!»
Элементы рассказа в прочитанном отрывке: Вступление: «С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни.» Завязка: «Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки. — А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки. — Наверное, листья или сучки, — ответил Серёжа.» Развитие действия: «Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты. — Белки, — тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе к лодке.» Кульминация: «— Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!» Развязка: «Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё. Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу. Ребята трудились больше часа.» Заключение: «Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки.»
План текста, отражающий микротемы: Начало рыбалки. А что это там плывёт? Белки в воде. Белки тонут! Спасение белок. Опасная переправа закончена.
Анализ строения частей и языковых средств: В тексте используются сложные предложения, однородные члены, деепричастные обороты и эпитеты для описания событий и природы. Присутствует диалог, который передаёт эмоциональное состояние героев и развивает сюжет. Встречаются восклицательные предложения, усиливающие напряжение момента. Также использованы сравнительные обороты, помогающие наглядно представить картину происходящего.
Изложение: С утра накрапывал дождь, но после обеда выглянуло солнце. Мальчики поплыли на лодке к заветному местечку, где брались крупные окуни. Закинув удочки, они стали ждать поклёвки. Вдруг Витя спросил, указывая на тёмные точки: «А что это там плывёт?» Серёжа ответил, что, наверное, это листья или сучки. Через несколько минут мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но течение несло их вниз по реке. Зверьков было очень много. Витя тихо сказал, что это белки, когда течение поднесло зверьков поближе к лодке. Серёжа вскрикнул: «Смотри, выплыть не может! Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!» Витя взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа подхватывал сачком белок и сажал их в лодку. Обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё. Витя причалил к берегу. Белки побежали по скошенному лугу. Ребята трудились больше часа. Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки.
Придумывая заголовки к рассказу, можно выбрать несколько вариантов, каждый из которых будет отражать определённый аспект произведения. Например, «Спасение белок» является наиболее прямым и отражает главную тему рассказа – героический поступок мальчиков, которые спасли животных от неминуемой гибели. Этот заголовок акцентирует внимание на центральном событии и его положительном исходе. Заголовок «Опасная переправа» подчёркивает драматизм ситуации, в которой оказались белки, и трудности, с которыми они столкнулись, пытаясь пересечь реку. Он фокусируется на испытании, которое выпало на долю животных, и на риске, связанном с их путешествием. Вариант «Случай на рыбалке» указывает на контекст, в котором произошли события, и на их неожиданность. Он подчёркивает, что обычное занятие мальчиков – рыбалка – внезапно превратилось в нечто гораздо более значимое и захватывающее.
Развёртывание основных событий в тексте начинается с момента, когда мальчики, после первоначального удивления, наконец осознают, что тёмные точки на воде – это не сухие листья или сучки, а живые зверьки. Точнее, это происходит, когда «Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки». Именно с этого предложения начинается активное развитие сюжета, поскольку до этого момента мальчики были лишь пассивными наблюдателями, а теперь их внимание полностью приковано к происходящему, и они начинают осознавать масштаб и опасность ситуации. Наиболее напряжённый момент наступает, когда угроза для жизни белок становится очевидной и непосредственной, и это выражается в эмоциональном восклицании Серёжи: «Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!» В этот момент читатель ощущает пик тревоги и понимает, что без немедленного вмешательства белки погибнут, что создаёт максимальное напряжение перед развязкой.
В прочитанном отрывке можно выделить все ключевые элементы рассказа, которые формируют его структуру.
- Вступление задаёт начальную атмосферу и условия, в которых развиваются события: «С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни.» Здесь читатель знакомится с главными героями, местом действия и их первоначальным занятием.
- Завязка представляет собой момент, когда возникает первое затруднение или вопрос, который запускает развитие сюжета: «Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки. — А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки. — Наверное, листья или сучки, — ответил Серёжа.» Это начальная загадка, которая требует разрешения.
- Развитие действия описывает, как ситуация усложняется и становится более ясной, раскрывая истинную природу происходящего: «Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты. — Белки, — тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе к лодке.» Здесь постепенно нарастает напряжение, и читатель узнаёт о масштабе бедствия.
- Кульминация является наивысшей точкой напряжения, когда конфликт достигает своего пика и требует немедленного разрешения: «— Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!» Это момент, когда мальчики осознают непосредственную угрозу жизни белок и необходимость действовать.
- Развязка описывает действия героев, направленные на разрешение возникшей проблемы: «Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё. Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу. Ребята трудились больше часа.» Здесь показано, как мальчики активно спасают белок, и их усилия приводят к положительному результату.
- Заключение подводит итог событиям, показывая окончательное разрешение ситуации и эмоциональное состояние героев после пережитого: «Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки.» Эта часть даёт читателю чувство завершённости и отражает последствия произошедшего для персонажей.
План текста, составленный по микротемам, выглядит следующим образом:
- Начало рыбалки: В этой части описывается спокойное начало дня, погода, подготовка мальчиков к рыбалке и их прибытие на излюбленное место. Это создаёт контраст с последующими событиями.
- А что это там плывёт?: Данная микротема охватывает момент возникновения любопытства и первоначальной ошибочной идентификации плывущих объектов, что является завязкой сюжета.
- Белки в воде: Здесь происходит осознание мальчиками истинной природы плывущих объектов – это белки, что приводит к пониманию серьёзности ситуации.
- Белки тонут!: Эта микротема выражает кульминацию, когда становится очевидной непосредственная угроза жизни белок и их беспомощность перед течением, что вызывает у героев сильные эмоции и побуждает к действию.
- Спасение белок: В этой части описывается активная фаза спасательной операции, когда мальчики, рискуя, вытаскивают белок из воды, демонстрируя свою смелость и доброту.
- Опасная переправа закончена: Заключительная микротема, которая подводит итог спасательной операции, описывает благополучное завершение переправы для белок и усталость, но и облегчение мальчиков.
Анализ строения всех частей рассказа и использованных в них языковых средств показывает богатство и выразительность авторского стиля. В тексте активно используются сложные предложения, которые позволяют автору передавать несколько связанных мыслей или действий одновременно, например, описание погоды и начала рыбалки, или того, как течение сбивало белок и несло их вниз. Это создаёт более полную и динамичную картину. Однородные члены предложения встречаются повсеместно и служат для перечисления действий, признаков или предметов, делая описание более детализированным и насыщенным. Например, «измокшие, обессиленные зверьки» или «высунулись головки и торчали хвосты». Деепричастные обороты, такие как «Закинув удочки» или «усевшись поудобнее», добавляют тексту динамичности и сжатости, описывая дополнительные действия или обстоятельства, сопутствующие основному глаголу. Эпитеты играют важную роль в создании образности и эмоционального настроения. Например, «плоскодонную лодку» уточняет тип судна, «заветному местечку» передаёт особое отношение мальчиков к этому месту, «крупные окуни» подчёркивают успешность рыбалки, «тёмные головки» и «намокшие длинные хвосты» помогают визуализировать бедствующих белок, а «опасная переправа» и «усталые руки» усиливают драматизм и завершённость событий. Диалог между Витей и Серёжей («А что это там плывёт?», «Наверное, листья или сучки», «Белки», «Смотри, выплыть не может!») является ключевым элементом, который не только продвигает сюжет, но и раскрывает характеры мальчиков, их реакцию на происходящее, а также создаёт ощущение непосредственности и присутствия. Сравнительный оборот «будто веточки» очень точно и наглядно описывает вид намокших хвостов белок, делая образ более живым и понятным. Восклицательные предложения в речи Серёжи («Смотри, выплыть не может!», «Сейчас утонет!», «Уже захлёбывается!») передают его сильное эмоциональное потрясение, тревогу и отчаяние, усиливая напряжение в кульминационный момент.
Изложение рассказа: С утра было холодно, и накрапывал дождь, но после обеда выглянуло солнце, и мальчики, Витя и Серёжа, отвязали свою плоскодонную лодку, чтобы поплыть вверх по реке к заветному местечку, где, как они знали, хорошо брались крупные окуни. Закинув удочки, оба уселись поудобнее и стали терпеливо ждать поклёвки. Вдруг Витя спросил, указывая на тёмные точки на воде: «А что это там плывёт?» Серёжа, не придав значения, ответил, что, наверное, это просто листья или сучки. Однако через несколько минут, снова взглянув на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления, потому что то, что они приняли за плывущие сухие листья, оказались какими-то зверьками. Эти зверьки отчаянно старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение неумолимо сбивало их с курса и несло вниз по реке. Зверьков было очень много, и всюду из воды высовывались их тёмные головки, а намокшие длинные хвосты торчали, будто тонкие веточки. Когда течение поднесло некоторых зверьков поближе к лодке, Витя тихо произнёс: «Белки». Внезапно Серёжа вскрикнул: «Смотри, выплыть не может! Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!» Витя тут же схватился за вёсла и стал грести изо всех сил, а Серёжа, стоя на носу лодки, ловко подхватывал сачком плывущих белок и осторожно сажал их в лодку. Измокшие и обессиленные зверьки были настолько измотаны, что даже не пытались выскочить из лодки. Витя причалил лодку кормой к берегу, и белки, как только оказались на суше, мигом побежали по скошенному лугу. Ребята трудились, спасая белок, больше часа. Наконец, все маленькие переселенцы благополучно закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая свои усталые руки.
Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.
Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.
Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!