
Учебно-методическое издание «Русский язык. 6 класс», созданное авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук М.М. Разумовской, является современным образовательным продуктом, ориентированным на развитие лингвистических компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Рассматриваемый учебный комплекс демонстрирует прогрессивные подходы к организации языкового образования с учетом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 2 Номер 554 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование.
- В один из прекрасных летних дней, во время экскурсии по Дому-музею Пушкина, в кабинет поэта влетел соловей. Сел на оконную занавеску и запел. Пел долго, заливался. (С. Гейченко)
- Ю-ю с разбегу подпрыгивает и виснет на ручке, обхватывает её передними лапками с обеих сторон, а задними упирается в стену. Два-три толчка всем гибким телом… — Кляк! — ручка поддалась, и дверь отошла. (По А. Куприну)
- Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-ак дёрнет! Пёс не выдержал, вскочил и с лаем бросился на ворону. (В. Астафьев)
Из каждого отрывка выпишите слова, называющие действия, и укажите часть речи, к которой они относятся. Сделайте выводы.
Объясните правописание выделенных слов.
Все представленные текстовые фрагменты являются повествованием, поскольку в них описывается последовательность сменяющих друг друга действий.
Для каждого отрывка были определены слова, обозначающие действия, с указанием их части речи и грамматических характеристик.
В первом фрагменте: влетел, сел, запел — это глаголы совершенного вида прошедшего времени; пел, заливался — это глаголы несовершенного вида прошедшего времени.
Во втором фрагменте: подпрыгивает, виснет, упирается — это глаголы несовершенного вида настоящего времени; обхватив — это деепричастие; поддалась, отошла — это глаголы совершенного вида прошедшего времени.
В третьем фрагменте: ходила — это глагол несовершенного вида прошедшего времени; схватит, дёрнет — это глаголы совершенного вида будущего времени; не выдержал, вскочил, бросился — это глаголы совершенного вида прошедшего времени.
Каждая из этих глагольных форм вносит динамизм в художественное повествование, делая его более живым и выразительным.
Правописание выделенных слов объясняется следующими правилами. Слово Дом-музей пишется через дефис, так как это сложное существительное, образованное сложением двух самостоятельных слов (дом и музей), каждое из которых сохраняет своё лексическое значение. В слове занавеска вторая гласная является непроверяемой, её написание следует запомнить. В слове упирается используется чередующаяся гласная в корне -пир-/-пер-, выбор которой зависит от наличия суффикса -а- после корня; также окончание глагола определяется по вопросу «что делает?». Слово поддалась содержит неизменяемую приставку под-. В слове схватит приставка с- является неизменяемой, а окончание определяется по II спряжению глагола. Слово пёсьего пишется с мягким знаком после согласного и перед гласной «е», что указывает на разделительную функцию мягкого знака, формируя притяжательное прилагательное.
Все представленные текстовые фрагменты, безусловно, являются повествованием. Это объясняется тем, что в каждом из них последовательно описываются события и действия, сменяющие друг друга, что характерно для повествовательного типа речи. В них присутствует развитие сюжета, пусть и очень короткого, и рассказывается о том, что происходит с персонажами или объектами.
Рассмотрим слова, обозначающие действия, и их грамматические характеристики в каждом отрывке.
В первом фрагменте, описывающем визит соловья в музей Пушкина, действия выражены следующими словами: влетел, сел, запел — это глаголы совершенного вида прошедшего времени. Они указывают на завершённые, однократные действия, произошедшие в прошлом. Например, «влетел» означает, что процесс влёта завершился. Слова пел и заливался — это глаголы несовершенного вида прошедшего времени. Они, напротив, обозначают длительные или повторяющиеся действия, которые происходили в прошлом без указания на их завершение. «Пел долго, заливался» подчёркивает продолжительность и многократность пения соловья.
Во втором фрагменте, повествующем о Ю-ю, мы видим: подпрыгивает, виснет, упирается — это глаголы несовершенного вида настоящего времени. Они описывают действия, происходящие в момент повествования, придавая тексту динамичность и ощущение непосредственного наблюдения. Слово обхватив является деепричастием совершенного вида. Деепричастие обозначает добавочное действие, которое сопутствует основному действию глагола, в данном случае — «виснет». Поддалась и отошла — это глаголы совершенного вида прошедшего времени. Они указывают на однократные, завершённые действия, которые произошли как результат предыдущих событий.
В третьем фрагменте, о старой вороне и псе, действия выражены так: ходила — это глагол несовершенного вида прошедшего времени, указывающий на длительное или повторяющееся действие в прошлом. Схватит и дёрнет — это глаголы совершенного вида будущего времени. Несмотря на то, что события уже произошли, использование будущего времени в данном контексте (с частицей «ка-ак») усиливает внезапность и резкость этих действий, создавая эффект неожиданности для читателя. Не выдержал, вскочил и бросился — это глаголы совершенного вида прошедшего времени. Они описывают завершённые, последовательные действия пса, являющиеся реакцией на действия вороны.
Можно сделать вывод, что каждая из этих глагольных форм, будь то совершенный или несовершенный вид, прошедшее, настоящее или будущее время, а также деепричастия, играет свою роль в создании динамизма описания. Глаголы совершенного вида часто двигают сюжет вперёд, обозначая завершённые этапы, в то время как глаголы несовершенного вида описывают фоновые, длительные или повторяющиеся действия, добавляя тексту живописности и детализации. Деепричастия позволяют компактно выразить дополнительные действия, не перегружая предложение.
Что касается правописания выделенных слов, то их написание объясняется следующими орфографическими правилами. Слово Дом-музей пишется через дефис, так как оно является сложным существительным, образованным путём сложения двух равноправных существительных, каждое из которых сохраняет своё лексическое значение («дом» и «музей»). В слове занавеска вторая гласная «а» в корне является непроверяемой безударной гласной. Её написание необходимо запомнить или проверить по словарю, так как нельзя подобрать однокоренное слово, где эта гласная была бы под ударением (проверочное слово «занавес» не ставит вторую «а» под ударение). Глагол упирается содержит чередующуюся гласную в корне -пир-/-пер-. Выбор гласной «и» в корне обусловлен наличием суффикса -а- после корня. Если бы суффикса -а- не было, писалась бы «е» (например, «стереть»). Кроме того, окончание -ет- определяется как окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа (что делает? – упирается). В слове поддалась приставка под- является неизменяемой. Она всегда пишется одинаково, независимо от произношения, и не меняет свою буквенную форму перед глухими или звонкими согласными. Глагол схватит содержит неизменяемую приставку с-. Эта приставка всегда пишется с буквой «с», в русском языке нет приставки «з-«. Окончание -ит- указывает на то, что глагол относится ко II спряжению (что сделает? – схватит). В слове пёсьего используется разделительный мягкий знак (ь). Он пишется после согласной «с» и перед гласной «е», чтобы показать, что согласный звук «с» произносится отдельно от следующего гласного, а гласная «е» обозначает два звука [й’э]. В данном случае мягкий знак также указывает на принадлежность (чьего? – пёсьего), образуя притяжательное прилагательное.
Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.
Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.
Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!