
Учебно-методическое издание «Русский язык. 6 класс», созданное авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук М.М. Разумовской, является современным образовательным продуктом, ориентированным на развитие лингвистических компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Рассматриваемый учебный комплекс демонстрирует прогрессивные подходы к организации языкового образования с учетом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 2 Номер 540 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Будущее время глагола может употребляться в речи в значении настоящего или прошедшего, если речь идёт о действиях, которые регулярно повторяются, сменяют друг друга. Докажите справедливость этого утверждения, проанализировав следующие примеры.
- Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть. (А. Чехов)
- В зимний вечер, бывало, лучину зажжёт и прядёт** себе, глаз не смыкая. (Н. Некрасов)
- Беликов к Коваленко ходил так же, как и к нам. Придёт** к нему, сядет и молчит. (А. Чехов)
- И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится — глядит… (М. Лермонтов)
Выпишите глаголы будущего времени, обозначая в них приставки. Установите, есть ли среди этих глаголов такие, которые имеют корни с чередованием.
В данных примерах глаголы будущего времени используются для описания действий, которые регулярно повторяются, сменяя друг друга, что позволяет им употребляться в значении настоящего или прошедшего времени. Так, в первом примере подует, тронет, зашелестит, пробьют описывают постоянно происходящие явления природы. Во втором примере зажжёт и прядёт указывают на регулярно повторяющиеся действия в прошлом. В третьем примере придёт и сядет характеризуют привычное, регулярно повторяющееся поведение Беликова. В четвёртом примере помчится и остановится описывают чередующиеся, повторяющиеся движения.
Глаголы будущего времени из приведённых примеров с обозначенными приставками: подует, зашелестит, пробьют, зажжёт, придёт, помчится, остановится. Глаголы тронет и сядет не имеют приставок, так как их начальные морфемы являются частью корня.
Среди этих глаголов имеются те, корни которых содержат чередование. Например, в глаголе зажжёт происходит чередование согласных в корне: ж/г (сравните: жечь). Также наблюдается чередование гласных е/о (сравните: жечь/ожог) и е/и (сравните: жечь/зажигать). В глаголе сядет происходит чередование гласных и согласных: я/е (сравните: сядет/сесть) и д/с (сравните: сядет/сесть). В глаголе остановится происходит чередование гласных и согласных: о/а (сравните: остановится/останавливаться) и в/вл (сравните: остановится/останавливаться). В глаголе тронет можно отметить чередование гласных о/а (сравните: тронет/затрагивать), а также чередование согласных с нулём звука при образовании от глагола трогать.
В данных примерах глаголы будущего времени действительно используются для описания действий, которые регулярно повторяются или сменяют друг друга, что позволяет им функционировать в значении настоящего или прошедшего времени. Это явление подчёркивает гибкость русского глагола и его способность передавать не только конкретное время, но и характер действия.
В первом примере: «Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть.» Здесь глаголы подует, тронет, зашелестит, пробьют стоят в форме будущего времени, но описывают не однократные события, которые произойдут когда-то в будущем, а постоянно чередующиеся явления, характерные для момента пребывания в тишине. Конструкция «то… то…» прямо указывает на регулярность и смену действий, создавая эффект присутствия и повторяемости в настоящем.
Во втором примере: «В зимний вечер, бывало, лучину зажжёт и прядёт себе, глаз не смыкая.» Слова зажжёт и прядёт также стоят в будущем времени. Однако наречие «бывало» однозначно указывает на многократное, повторяющееся действие в прошлом. Здесь будущее время используется для описания привычных, регулярных действий, происходивших в определённый период времени в прошлом, создавая картину обыденности и повторяемости.
В третьем примере: «Беликов к Коваленко ходил так же, как и к нам. Придёт к нему, сядет и молчит.» Глаголы придёт и сядет в будущем времени описывают типичное, привычное поведение Беликова в прошлом. Это не предсказание его будущих визитов, а характеристика его обычной манеры действий, которая регулярно повторялась. Таким образом, будущее время здесь передаёт значение прошедшего многократного действия.
В четвёртом примере: «И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится — глядит…» Глаголы помчится и остановится в будущем времени, как и в первом примере, используются для передачи быстрой смены действий, которые происходят в данный момент или являются характерными. Конструкция «то… то…» вновь подчёркивает чередование и динамику, создавая эффект живой, непрерывной картины, разворачивающейся перед глазами.
Теперь перейдём к анализу глаголов будущего времени, их приставок и корней с чередованием. Выпишем глаголы будущего времени из приведённых примеров, указывая их приставки:
- подует (приставка по-)
- тронет (не имеет приставки, это корень трон-_)
- зашелестит (приставка за-)
- пробьют (приставка про-)
- зажжёт (приставка за-)
- прядёт (не имеет приставки, это корень пряд-_)
- придёт (приставка при-)
- сядет (не имеет приставки, это корень сяд-_)
- помчится (приставка по-)
- остановится (приставка о-)
Среди этих глаголов есть те, корни которых содержат чередование:
- Глагол зажжёт (от инфинитива зажечь). В его корне происходит чередование согласных. Например, при сравнении с однокоренным словом жёг, мы видим чередование ж/г. Также можно наблюдать чередование гласных е/о (сравните жечь и ожог) и е/и (сравните жечь и зажигать), что указывает на сложную историческую природу корня.
- Глагол сядет (от инфинитива сесть). В корне этого глагола также присутствуют чередования. Например, чередование гласных я/е (сравните сядет и сесть). Кроме того, происходит чередование согласных д/с (сравните сядет и сесть). Это типичное чередование для данного корня.
- Глагол остановится (от инфинитива остановиться). В корне этого глагола наблюдается чередование гласных о/а (сравните остановится и останавливаться). Также можно отметить чередование в/вл (сравните остановится и останавливаться), которое характерно для данного корня при образовании форм с суффиксом -ива-.
- Глагол тронет (от инфинитива тронуть, связан с трогать). В корне этого глагола происходит чередование согласных г/н (сравните трогать и тронуть/тронет), где г исчезает или заменяется на н. Также можно отметить чередование гласных о/а (сравните трогать и затрагивать).
Таким образом, утверждение о возможности употребления будущего времени глагола в значении настоящего или прошедшего для регулярно повторяющихся действий справедливо, что наглядно демонстрируется в приведённых примерах. Кроме того, анализ глаголов выявил ряд случаев чередования гласных и согласных в их корнях, что является важной особенностью русской морфологии.
Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.
Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.
Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!