1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 6 Класс Часть 2 по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык Часть 2
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
6 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2023.
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебно-методическое издание «Русский язык. 6 класс», созданное авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук М.М. Разумовской, является современным образовательным продуктом, ориентированным на развитие лингвистических компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Рассматриваемый учебный комплекс демонстрирует прогрессивные подходы к организации языкового образования с учетом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.

ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 2 Номер 532 Разумовская, Львова — Подробные Ответы

Упражнение

Выпишите из каждого предложения слова-синонимы и дополните их собственными примерами. Проверьте свой ответ по словарику синонимов учебника.

  • Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А. Герцен)
  • Им она не прекословит, не перечат ей они.* (А. Пушкин)
  • Между тем царица* злая, про царевну* вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце* своё долго дулась и сердилась. (А. Пушкин)
  • Старику захотелось важных, серьёзных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять. (А. Чехов)
  • Клевета и ложь — не одно и то же. (Пословица)
  • А у Ули глаза были большие, тёмно-карие — не глаза, а очи. (А. Фадеев)
  • Я стал не большим, а огромным. (Я. Смеляков)
  • Больше б мог, да было к спеху, тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для смеху, никогда не лгал для лжи. (А. Твардовский)

Проанализируйте записанные вами синонимы. Укажите слова, которые употребляются в книжной речи. Какие слова используются в разговорной речи?

Краткий ответ:

В первом задании представлены группы слов-синонимов, с указанием их стилистической принадлежности.

Для слова давать синонимами являются жаловать (книжное), вручать, предоставлять. Для слова есть синонимами являются кушать, питаться, поглощать. Для слова спать синонимами являются почивать (книжное), ночевать, дрыхнуть (просторечное).

Слово прекословить (книжное) имеет синонимы перечить (разговорное), возражать, спорить. Слово дуться (разговорное) имеет синонимы сердиться, возмущаться, беситься (разговорное). Для слова думать синонимами являются размышлять, мыслить, задумываться.

Слово клевета имеет синонимы ложь, неправда, враньё (разговорное). Слово глаза имеет синонимы очи (книжное), гляделки (просторечное), глазища (разговорное). Для слова большой синонимами являются огромный, громадный, гигантский. Слово врать (разговорное) имеет синонимы лгать (книжное), обманывать, заливать (разговорное).

Во втором задании представлен синтаксический разбор предложения: «Им она не прекословит, не перечат ей они.» (А. Пушкин) Это сложное предложение, состоящее из двух простых предложений. Первая часть: она (подлежащее) не прекословит (сказуемое). Вторая часть: они (подлежащее) не перечат (сказуемое). Схема предложения выглядит как: [— =], [= —].

В третьем задании выполнен словообразовательный анализ: Слово царица образовано от слова царь суффиксальным способом. Слово царевна образовано от слова царь суффиксальным способом. Слово зеркальце образовано от слова зеркало суффиксальным способом.

Подробный ответ:

При выполнении первого и второго заданий мы будем выписывать из каждого предложения слова-синонимы, дополнять их собственными примерами, а затем анализировать их стилистическую принадлежность, указывая, какие слова употребляются в книжной речи, а какие — в разговорной или просторечной.

В первом предложении, взятом из произведения А. Герцена, «Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать»», мы находим несколько пар синонимов. Пара даю и жаловать демонстрирует разницу в употреблении: даю — это нейтральное, общеупотребительное слово, например, «Я даю тебе совет», тогда как жаловать — это книжное, устаревшее слово, часто используемое в контексте дарения со стороны высокопоставленного лица, например, «Король жалует рыцарю земли». Далее, ешь и кушать также являются синонимами: ешь — это более прямое и общеупотребительное слово, как в примере «Ты должен есть больше овощей», а кушать — это более вежливая или даже немного устаревшая форма, часто употребляемая по отношению к детям или гостям, например, «Присаживайтесь, пожалуйста, и кушайте». Наконец, спишь и почивать — это синонимы, где спишь — нейтральное слово, например, «Ребенок мирно спит в своей кроватке», а почивать — книжное, высокое или устаревшее слово, означающее отдыхать или спать с почётом, например, «После долгого пути странник отправился почивать».

Во втором предложении А. Пушкина «Им она не прекословит, не перечат ей они» мы видим синонимичную пару прекословить и перечить. Слово прекословить является книжным, устаревшим, означающим возражать, противоречить кому-либо, например, «Он никогда не смел прекословить своему отцу». В то время как перечить — это разговорное слово, имеющее то же значение, но более обиходное, например, «Не стоит перечить старшим без веской причины». К этой группе синонимов также можно отнести слова возражать и спорить.

Третье предложение, также из А. Пушкина, «Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась», содержит синонимы дулась и сердилась. Дулась — это разговорное слово, означающее обижаться, быть недовольным, проявлять упрямство, например, «Маленькая девочка дулась на маму, потому что ей не купили игрушку». Сердилась — это нейтральное слово, означающее испытывать гнев, раздражение, например, «Она сердилась на себя за допущенную ошибку». Более сильными разговорными синонимами здесь будут возмущаться и беситься.

В четвёртом предложении А. Чехова «Старику захотелось важных, серьёзных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять» синонимами являются думать и размышлять. Думать — это нейтральный глагол, обозначающий процесс мышления в целом, например, «Я думаю о том, что мне нужно сделать завтра». Размышлять — это более глубокое, сосредоточенное обдумывание, например, «Философ долго размышлял над смыслом бытия». Другие синонимы в этой группе — мыслить и задумываться.

Пятое предложение, пословица «Клевета и ложь — не одно и то же», представляет синонимы клевета и ложь. Клевета — это распространение заведомо ложных, порочащих сведений о ком-либо, например, «Его репутация была разрушена из-за клеветы». Ложь — это любое преднамеренное искажение истины, неправда, например, «Он сказал ложь, чтобы скрыть правду». К этой группе относятся также синонимы неправда и разговорное враньё.

В шестом предложении А. Фадеева «А у Ули глаза были большие, тёмно-карие — не глаза, а очи» мы видим синонимы глаза и очи. Глаза — это нейтральное, общеупотребительное слово, например, «У кошки были ярко-зеленые глаза». Очи — это книжное, устаревшее, поэтическое слово, часто используемое для придания речи возвышенности или для описания красивых, выразительных глаз, например, «Её прекрасные очи сияли от счастья». Просторечными синонимами здесь будут гляделки, а разговорным — глазища.

Седьмое предложение Я. Смелякова «Я стал не большим, а огромным» содержит синонимы большой и огромный. Большой — это нейтральное слово, обозначающее значительный размер, например, «У нас очень большой дом». Огромный — это усилительный синоним, означающий очень большого, громадного размера, например, «В небе проплывало огромное облако». Другие усилительные синонимы в этой группе — громадный и гигантский.

Наконец, в восьмом предложении А. Твардовского «Больше б мог, да было к спеху, тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для смеху, никогда не лгал для лжи» мы находим синонимы врал и лгал. Врал — это разговорное слово, означающее говорить неправду, выдумывать, часто без злого умысла, например, «В детстве он часто врал про свои приключения». Лгал — это нейтральное слово, означающее говорить неправду, обманывать, часто с целью ввести в заблуждение, например, «Он лгал своим друзьям, чтобы избежать ответственности». К этой группе синонимов относятся также обманывать и разговорное заливать.

Таким образом, в книжной речи чаще употребляются слова, придающие тексту торжественность, возвышенность или официальность, такие как: жаловать, почивать, прекословить, очи, лгать. В разговорной речи используются слова, характерные для повседневного общения, которые могут быть более эмоциональными, фамильярными или даже грубыми: дрыхнуть, перечить, дуться, беситься, враньё, глазища, врать, заливать. Просторечные слова, такие как гляделки, находятся за пределами литературной нормы и используются в очень неформальной обстановке.

В третьем задании, где требуется проанализировать предложение «Им она не прекословит, не перечат ей они.» (А. Пушкин), мы видим сложное предложение. Это сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых предложений, связанных интонационно (без союзов). Первая часть — «Им она не прекословит», где она является подлежащим, выраженным личным местоимением, а не прекословит — сказуемым, выраженным глаголом с частицей «не». Вторая часть — «не перечат ей они», где они является подлежащим, выраженным личным местоимением, а не перечат — сказуемым, выраженным глаголом с частицей «не». Схематически это можно представить как: [— =], [= —].

В четвёртом задании мы проводим словообразовательный анализ. Слово царица образовано от слова царь с помощью суффикса -иц-, что указывает на суффиксальный способ образования. Слово царевна также образовано от слова царь с помощью суффикса -евн-, что также является суффиксальным способом образования. Слово зеркальце образовано от слова зеркало с помощью суффикса -ц- (с чередованием гласных и усечением конечного гласного основы), что также относится к суффиксальному способу образования, придающему слову уменьшительно-ласкательное значение.При выполнении первого и второго заданий мы будем выписывать из каждого предложения слова-синонимы, дополнять их собственными примерами, а затем анализировать их стилистическую принадлежность, указывая, какие слова употребляются в книжной речи, а какие — в разговорной или просторечной.

В первом предложении, взятом из произведения А. Герцена, «Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать»», мы находим несколько пар синонимов. Пара даю и жаловать демонстрирует разницу в употреблении: даю — это нейтральное, общеупотребительное слово, например, «Я даю тебе совет», тогда как жаловать — это книжное, устаревшее слово, часто используемое в контексте дарения со стороны высокопоставленного лица, например, «Государь жалует земли своим подданным». Далее, ешь и кушать также являются синонимами: ешь — это более прямое и общеупотребительное слово, как в примере «Ты должен есть больше овощей», а кушать — это более вежливая или даже немного устаревшая форма, часто употребляемая по отношению к детям или гостям, например, «Присаживайтесь, пожалуйста, и кушайте». Наконец, спишь и почивать — это синонимы, где спишь — нейтральное слово, например, «Ребенок мирно спит в своей кроватке», а почивать — книжное, высокое или устаревшее слово, означающее отдыхать или спать с почётом, например, «После долгого пути странник отправился почивать».

Во втором предложении А. Пушкина «Им она не прекословит, не перечат ей они» мы видим синонимичную пару прекословить и перечить. Слово прекословить является книжным, устаревшим, означающим возражать, противоречить кому-либо, например, «Он никогда не смел прекословить своему отцу». В то время как перечить — это разговорное слово, имеющее то же значение, но более обиходное, например, «Не стоит перечить старшим без веской причины». К этой группе синонимов также можно отнести слова возражать и спорить.

Третье предложение, также из А. Пушкина, «Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась», содержит синонимы дулась и сердилась. Дулась — это разговорное слово, означающее обижаться, быть недовольным, проявлять упрямство, например, «Маленькая девочка дулась на маму, потому что ей не купили игрушку». Сердилась — это нейтральное слово, означающее испытывать гнев, раздражение, например, «Она сердилась на себя за допущенную ошибку». Более сильными разговорными синонимами здесь будут возмущаться и беситься.

В четвёртом предложении А. Чехова «Старику захотелось важных, серьёзных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять» синонимами являются думать и размышлять. Думать — это нейтральный глагол, обозначающий процесс мышления в целом, например, «Я думаю о том, что мне нужно сделать завтра». Размышлять — это более глубокое, сосредоточенное обдумывание, например, «Философ долго размышлял над смыслом бытия». Другие синонимы в этой группе — мыслить и задумываться.

Пятое предложение, пословица «Клевета и ложь — не одно и то же», представляет синонимы клевета и ложь. Клевета — это распространение заведомо ложных, порочащих сведений о ком-либо, например, «Его репутация была разрушена из-за клеветы». Ложь — это любое преднамеренное искажение истины, неправда, например, «Он сказал ложь, чтобы скрыть правду». К этой группе относятся также синонимы неправда и разговорное враньё.

В шестом предложении А. Фадеева «А у Ули глаза были большие, тёмно-карие — не глаза, а очи» мы видим синонимы глаза и очи. Глаза — это нейтральное, общеупотребительное слово, например, «У кошки были ярко-зеленые глаза». Очи — это книжное, устаревшее, поэтическое слово, часто используемое для придания речи возвышенности или для описания красивых, выразительных глаз, например, «Её прекрасные очи сияли от счастья». Просторечными синонимами здесь будут гляделки, а разговорным — глазища.

Седьмое предложение Я. Смелякова «Я стал не большим, а огромным» содержит синонимы большой и огромный. Большой — это нейтральное слово, обозначающее значительный размер, например, «У нас очень большой дом». Огромный — это усилительный синоним, означающий очень большого, громадного размера, например, «В небе проплывало огромное облако». Другие усилительные синонимы в этой группе — громадный и гигантский.

Наконец, в восьмом предложении А. Твардовского «Больше б мог, да было к спеху, тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для смеху, никогда не лгал для лжи» мы находим синонимы врал и лгал. Врал — это разговорное слово, означающее говорить неправду, выдумывать, часто без злого умысла, например, «В детстве он часто врал про свои приключения». Лгал — это нейтральное слово, означающее говорить неправду, обманывать, часто с целью ввести в заблуждение, например, «Он лгал своим друзьям, чтобы избежать ответственности». К этой группе синонимов относятся также обманывать и разговорное заливать.

Таким образом, в книжной речи чаще употребляются слова, придающие тексту торжественность, возвышенность или официальность, такие как: жаловать, почивать, прекословить, очи, лгать. В разговорной речи используются слова, характерные для повседневного общения, которые могут быть более эмоциональными, фамильярными или даже грубыми: дрыхнуть, перечить, дуться, беситься, враньё, глазища, врать, заливать. Просторечные слова, такие как гляделки, находятся за пределами литературной нормы и используются в очень неформальной обстановке.

В третьем задании, где требуется проанализировать предложение «Им она не прекословит, не перечат ей они.» (А. Пушкин), мы видим сложное предложение. Это сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых предложений, связанных интонационно (без союзов). Первая часть — «Им она не прекословит», где она является подлежащим, выраженным личным местоимением, а не прекословит — сказуемым, выраженным глаголом с частицей «не». Вторая часть — «не перечат ей они», где они является подлежащим, выраженным личным местоимением, а не перечат — сказуемым, выраженным глаголом с частицей «не». Схематически это можно представить как: [— =], [= —].

В четвёртом задании мы проводим словообразовательный анализ. Слово царица образовано от слова царь с помощью суффикса -иц-, что указывает на суффиксальный способ образования. Слово царевна также образовано от слова царь с помощью суффикса -евн-, что также является суффиксальным способом образования. Слово зеркальце образовано от слова зеркало с помощью суффикса -ц- (с чередованием гласных и усечением конечного гласного основы), что также относится к суффиксальному способу образования, придающему слову уменьшительно-ласкательное значение.



Общая оценка
3.8 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие учебники
Другие предметы

Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.

Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.

Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!