
Учебно-методическое издание «Русский язык. 6 класс», созданное авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук М.М. Разумовской, является современным образовательным продуктом, ориентированным на развитие лингвистических компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Рассматриваемый учебный комплекс демонстрирует прогрессивные подходы к организации языкового образования с учетом психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 2 Номер 459 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Познакомьтесь с фрагментами текста. К какому стилю и типу речи они относятся? Какие чувства возникают при чтении каждого фрагмента? Какими средствами языка достигают этого авторы?
- Посветлело за окном. Улыбнулось* из-за тучи солнышко. Загорелась на небе над рекою семицветная радуга. (И. Соколов-Микитов)
- Зазолотились макушки деревьев. Поднялось над землёй ослепительное солнце. Смеётся, играет лучами. (По И. Соколову-Микитову)
- На дворе стояло серое, слезливое* утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл как собака, которая потеряла хозяина. (По А. Чехову)
Проведите лингвистический эксперимент: замените в текстах глаголы их видовыми парами. Изменятся ли нарисованные картины?
Представленные фрагменты текста относятся к художественному стилю речи. Их основной тип речи — описание, в частности, описание состояния окружающей среды и природы.
При чтении первого и второго фрагментов возникает чувство радости, света и позитива, связанных с яркими и приятными природными явлениями — появлением солнца и радуги. Третий фрагмент, напротив, вызывает чувство грусти, мрачности и тоски, передавая картину ненастного утра и сочувствие к животному.
Авторы достигают такого эффекта, используя различные средства языка. Среди них — эпитеты, например, семицветная радуга, слезливое утро. Активно применяются олицетворения, придающие неживым предметам человеческие качества: улыбнулось солнышко, ветер плакал и выл. Присутствуют метафоры, такие как загорелась радуга, зазолотились макушки деревьев, создающие яркие, образные картины. Также используется сравнение (как собака, которая потеряла хозяина), делающее образ ветра более выразительным и эмоциональным.
Проведение лингвистического эксперимента по замене совершенных глаголов несовершенными (например, «посветлело» на «светлело», «улыбнулось» на «улыбалось», «загорелась» на «горела», «зазолотились» на «золотились», «поднялось» на «поднималось», «засмеялось» на «засмеялось», «заиграло» на «заиграло», «забарабанили» на «забарабанили», «заплакал» на «заплакал», «завыл» на «завыл») в первом и втором текстах приводит к изменению восприятия. Действия становятся менее завершенными, процесс растягивается, что несколько нарушает логичность и последовательность быстро сменяющихся картин природы. В третьем тексте, где глаголы уже описывают длительные или повторяющиеся действия («стояло», «барабанили», «плакал», «выл»), замена на совершенный вид (если возможно) или сохранение несовершенного вида в измененной форме может также повлиять на ощущение продолжительности и безысходности ситуации.
Представленные фрагменты текста относятся к художественному стилю речи. Этот стиль используется для создания образов, передачи чувств и мыслей автора, воздействия на читателя. Основной тип речи в данных отрывках — описание, а именно описание состояния окружающей среды и природных явлений, которые вызывают определенные эмоции и ассоциации.
При чтении первого фрагмента («Посветлело за окном. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась на небе над рекою семицветная радуга.») возникает чувство радости, света, надежды и восхищения красотой природы после ненастья. Автор достигает этого, используя глаголы совершенного вида (посветлело, улыбнулось, загорелась), которые передают быструю смену картин, мгновенное преображение мира. Особую роль играют олицетворение (улыбнулось солнышко), которое делает природу живой и дружелюбной, и метафора (загорелась радуга), создающая яркий, динамичный образ. Эпитет семицветная подчеркивает красоту и полноту радуги.
Второй фрагмент («Зазолотились макушки деревьев. Поднялось над землёй ослепительное солнце. Смеётся, играет лучами.») также вызывает чувство радости, энергии и жизни. Здесь описывается начало дня, восход солнца и его воздействие на природу. Глаголы зазолотились и поднялось (совершенный вид) передают завершенность и результат действия, показывая, как быстро меняется мир с приходом солнца. Глаголы смеётся и играет (несовершенный вид) описывают продолжающиеся, живые действия солнца, делая его активным участником происходящего. Олицетворения (смеётся, играет лучами) наделяют солнце чертами живого существа, делая картину более яркой и эмоциональной. Эпитет ослепительное подчеркивает яркость и силу солнца.
Третий фрагмент («На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл как собака, которая потеряла хозяина.») создает совершенно иное настроение — чувство грусти, тоски, мрачности и безысходности. Здесь описывается картина ненастного, унылого утра. Глаголы стояло, барабанили, плакал, выл (несовершенный вид) передают длительность, монотонность и повторяемость неприятных явлений, усиливая ощущение тоски. Эпитеты (серое, слезливое) прямо указывают на мрачное настроение и ассоциируются с плачем. Олицетворения (утро слезливое, ветер плакал и выл) делают природу сочувствующей общей печали. Сравнение (как собака, которая потеряла хозяина) очень точно и эмоционально передает характер завываний ветра, вызывая сильное чувство жалости и одиночества.
Проведение лингвистического эксперимента и замена глаголов их видовыми парами приводит к заметным изменениям в нарисованных картинах.
В первом фрагменте замена глаголов совершенного вида на несовершенный: «Светлело за окном. Улыбалось из-за тучи солнышко. Горела на небе над рекою семицветная радуга.» — меняет акцент с быстрого, завершенного действия на процесс. Картина становится менее динамичной, ощущение мгновенного чуда ослабевает. Светлело вместо посветлело — это длительный процесс, а не мгновенный результат. Улыбалось вместо улыбнулось — это продолжающееся действие, а не однократное. Горела вместо загорелась — это состояние, а не момент появления. В результате последовательность и логичность событий, передающих быстрое изменение погоды, несколько нарушается.
Во втором фрагменте замена глаголов совершенного вида на несовершенный (где это возможно) и несовершенного на совершенный: «Золотились макушки деревьев. Поднималось над землёй ослепительное солнце. Засмеялось, заиграло лучами.» — также меняет восприятие. Золотились вместо зазолотились — это процесс постепенного окрашивания, а не результат. Поднималось вместо поднялось — это длительный процесс восхода, а не момент его завершения. Замена смеётся на засмеялось и играет на заиграло (совершенный вид) делает действия солнца однократными, лишая его образ живости и постоянной активности, которую передавали глаголы несовершенного вида. Это также нарушает логику описания восходящего солнца, которое продолжает светить и играть лучами после того, как поднялось.
В третьем фрагменте глаголы в основном уже стоят в несовершенном виде, подчеркивая длительность и монотонность. Если бы мы попробовали заменить их на совершенный вид (где это возможно и имеет смысл), например: «На дворе постояло серое, слезливое утро. Дождевые капли забарабанили в окна. Ветер заплакал в трубах и завыл как собака, которая потеряла хозяина.», то это изменило бы ощущение. Постояло вместо стояло могло бы указывать на ограниченный период времени, а не на общее состояние. Забарабанили вместо барабанили могло бы означать начало действия, а не его продолжительность. Заплакал и завыл вместо плакал и выл сделали бы эти действия однократными всплесками, а не постоянным, изматывающим звуком. Такие замены сильно изменили бы мрачную, тягучую атмосферу тоски, сделав ее менее гнетущей и продолжительной.
Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.
Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.
Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!