
Учебное пособие «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской: комплексный анализ образовательного ресурса. Двухтомное учебное издание «Русский язык. 6 класс», разработанное коллективом авторов под научным руководством М.М. Разумовской, представляет собой современный образовательный комплекс, направленный на формирование прочных языковых навыков у учащихся шестого класса. Данное пособие отличается инновационным подходом к преподаванию русского языка и учитывает специфику когнитивного развития подростков.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 1 Номер 415 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. После каждого отрывка укажите тип речи (разновидность описания).
- [Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью в стари(н, нн)ом доме у одинокой старушки.] Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза. Всю мебель: диваны, Типы речи. Описание 149 столы, стулья — сделали из светлого дерева. Она блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы. (По К. Паустовскому)
- [Комната у Назанского была ещё беднее, чем у Ромашова.] Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, похожая на дугу кровать; у другой стены — простой стол и две грубые табуретки. В ногах кровати помещался кожа(н, нн)ый рыжий чемодан, который когда-то облепили (железно) дорожными бумажками. (По А. Куприну)
В предложениях найдите «данное» и «новое» и обозначьте их. Подчеркните средства связи.
Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах. Объясните постановку знаков препинания.
- Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью в старом доме у одинокой старушки. Стёкла («данное») в окнах были старенькие («новое») и кривые («новое»). Они переливались радужным блеском, и язычок (сущ., -ок- после шипящего под ударением) свечи отражался (словарное слово) в них почему-то два раза. Вся мебель («данное»): диваны («новое»), столы («новое»), стулья («новое») — была сделана из светлого дерева, блестела (блест, нет -а-) от времени («новое») и пахла кипарисом («новое»), как иконы. Тип речи — описание предмета. Средства связи: местоимение «Они» заменяет существительное «Стёкла«; обобщающее слово «Вся мебель» объединяет однородные члены «диваны, столы, стулья«.
- Комната у Назанского была ещё беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна («данное») стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся (какая?) дугой кровать («новое»); у другой стены («данное») — простой некрашеный стол («новое») и две грубых табуретки («новое»). В ногах кровати («данное») помещался (поместится) кожаный (отымённое прил., -ан-) рыжий чемодан (словарное слово) («новое»), весь облепленный железнодорожными бумажками. Тип речи — описание места. Средства связи: параллелизм конструкций «Вдоль стены у окна» и «у другой стены», а также «В ногах кровати» указывает на расположение объектов в пространстве относительно друг друга.
- Предложение с обобщающим словом при однородных членах: Вся мебель: диваны, столы, стулья — была сделана из светлого дерева. Схема: Х: О, О, О — ______. Обобщающее слово «Вся мебель» (Х) стоит перед однородными подлежащими «диваны, столы, стулья» (О). Постановка знаков препинания: Двоеточие ставится после обобщающего слова перед перечислением однородных членов. Тире ставится между группой однородных подлежащих и сказуемым «была сделана«, так как однородные члены стоят перед сказуемым.
Приступим к выполнению задания.
В первом отрывке, описывающем дом под Рязанью, мы вставляем пропущенные буквы и раскрываем скобки. Слово «стари(н, нн)ом» пишется с двумя «н», потому что образовано от существительного «старина» с основой на «н» при помощи суффикса «-н-«. Таким образом, получается слово старинном. В предложении «Вся мебель: диваны, столы, стулья — сделали из светлого дерева» слово «сделали» в исходном тексте заменено на «была сделана», что является более точным грамматически в контексте описания мебели. В этом же предложении слово «блестела» пишется без «а» в суффиксе, так как глагол образован от основы на согласный «блест» с помощью суффикса «-е-«, и ударение падает на окончание или суффикс после корня, а не на корень. В тексте также присутствует слово «пахла», которое является глаголом прошедшего времени от «пахнуть».
Теперь разберем предложения с точки зрения «данного» и «нового» и средств связи. Первое предложение «[Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью в старинном доме у одинокой старушки.]» вводит общую ситуацию. Далее, Стёкла в окнах («данное», так как окна являются частью дома, о котором идет речь) были старенькие и кривые («новое» — информация о свойствах стекол). Средством связи здесь является логическая связь части и целого (стёкла — часть окон/дома). Следующее предложение начинается с местоимения Они («данное» — отсылает к «Стёкла»). Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза («новое» — дальнейшее описание свойств стекол и их поведения). Средством связи между вторым и третьим предложениями является местоимение «Они», которое замещает существительное «Стёкла». Четвертое предложение описывает мебель. Вся мебель («данное» — общий предмет описания) : диваны, столы, стулья («новое» — конкретизация мебели) — была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы («новое» — описание свойств и состояния мебели). Здесь средством связи является обобщающее слово «Вся мебель», которое объединяет последующие однородные члены.
Тип речи в этом отрывке — описание предмета, поскольку подробно описываются характеристики дома и его содержимого (стёкол, мебели).
Во втором отрывке описывается комната Назанского. В слове «кожа(н, нн)ый» пишется одна «н», потому что это отымённое прилагательное, образованное от существительного «кожа» с помощью суффикса «-ан-«. Получается слово кожаный. Слово «(железно) дорожными» пишется слитно как сложное прилагательное, образованное от словосочетания «железная дорога». Получается слово железнодорожными. Слово «вогнувшаяся» является причастием от глагола «вогнуться». Слово «помещался» является глаголом прошедшего времени от «помещаться».
Разберем «данное» и «новое» и средства связи во втором отрывке. Первое предложение «[Комната у Назанского была ещё беднее, чем у Ромашова.]» задает тему. Далее, Вдоль стены у окна («данное» — указание места) стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся дугой кровать («новое» — описание предмета, находящегося в указанном месте). Средством связи является пространственный предлог «Вдоль» и указание на часть комнаты «стены у окна». Затем, у другой стены («данное» — указание другого места, связанного с предыдущим по расположению) — простой некрашеный стол и две грубых табуретки («новое» — описание других предметов в другом месте). Средством связи является указание на другое местоположение «у другой стены», что создает параллельную конструкцию с предыдущим предложением. Наконец, В ногах кровати («данное» — указание места относительно уже упомянутого предмета — кровати) помещался кожаный рыжий чемодан, весь облепленный железнодорожными бумажками («новое» — описание предмета, находящегося в указанном месте, и его свойств). Средством связи является пространственное указание «В ногах кровати», связывающее описание чемодана с описанием кровати.
Тип речи в этом отрывке — описание места, поскольку основное внимание уделяется расположению предметов в пространстве комнаты и их характеристикам, создавая образ помещения.
Переходим к третьему пункту задания. Нам нужно составить схему предложения с обобщающим словом при однородных членах из первого отрывка и объяснить постановку знаков препинания. Выбираем предложение: Вся мебель: диваны, столы, стулья — была сделана из светлого дерева.
В этом предложении обобщающим словом является «Вся мебель«. Оно обозначает общее понятие, которое затем конкретизируется. Однородными членами, которые конкретизируют обобщающее слово, являются существительные «диваны, столы, стулья«. Они выполняют функцию подлежащих, как и обобщающее слово. Сказуемое в этом предложении — «была сделана«.
Схема предложения выглядит так: Х: О, О, О — ______. Здесь Х обозначает обобщающее слово («Вся мебель»). О обозначает однородные члены («диваны», «столы», «стулья»). Многоточие или прочерк после тире обозначает оставшуюся часть предложения, включая сказуемое («была сделана из светлого дерева»).
Объяснение постановки знаков препинания: Двоеточие (:) ставится после обобщающего слова «Вся мебель«, потому что за ним следует перечисление однородных членов предложения («диваны, столы, стулья»), которые раскрывают содержание обобщающего слова. Запятые (,) ставятся между однородными членами «диваны, столы, стулья«, так как они перечисляются без союзов. Тире (-) ставится после ряда однородных членов («диваны, столы, стулья») и перед сказуемым «была сделана«. Это правило применяется, когда однородные члены, являющиеся подлежащими, стоят после обобщающего слова, и за ними следует сказуемое. Тире в этом случае помогает отделить группу однородных подлежащих от сказуемого.
Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.
Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.
Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!