
Учебное пособие «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской: комплексный анализ образовательного ресурса. Двухтомное учебное издание «Русский язык. 6 класс», разработанное коллективом авторов под научным руководством М.М. Разумовской, представляет собой современный образовательный комплекс, направленный на формирование прочных языковых навыков у учащихся шестого класса. Данное пособие отличается инновационным подходом к преподаванию русского языка и учитывает специфику когнитивного развития подростков.
ГДЗ по Русскому языку 6 Класс Часть 1 Номер 230 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Найдите в тексте определение понятия синоним. Какая дополнительная информация об этом понятии содержится в тексте?
- Синоним — слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи. Синонимы различаются оттенками значения (например: сырой — мокрый: сырой — пропитанный влагой насквозь, мокрый — совершенно пропитавшийся влагой; скупой — жадный: скупой — ничего не отдающий другому, жадный — всё забирающий себе) или стилистической окраской (дать — нейтральное, вручить — книжное, сунуть — разговорное).
- Синонимичными могут быть не только пары слов, но и целые ряды, например: кратко, коротко, сжато, лаконично и т. п. Особенно многочисленными бывают ряды, в которых синонимы отличаются друг от друга как оттенками значения, так и стилистической окраской. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и среди них много ярких, эмоционально окрашенных слов и выражений: перехитрить, объегорить, надуть, провести, одурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца и др. Главным словом в таком пёстром синонимическом ряду принято считать наиболее общее по смыслу стилистически нейтральное слово, в данном случае — обмануть.
- В речи синонимы используют с разными целями: чтобы тоньше разграничить оттенки смысла и точнее назвать близкие, но различающиеся свойства (Сияло солнце… блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М. Горький)); чтобы избежать нежелательного повтора слов (К осени строительство дома должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы.). Синонимы — это богатство языка. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами, тем легче нам говорить и писать на этом языке. (По «Словарю юного филолога»)
Определите, к какому виду рассуждения относится данный текст. Обоснуйте свою точку зрения.
Составьте и запишите план текста. Устно перескажите текст по плану.
Подберите примеры слов-синонимов к каждому пункту плана. Какой словарь вам поможет это сделать? Выполняя задание, обращайтесь к интернет-порталу «Грамота.ру».
Анализ текста:
Текст относится к научному стилю речи, поскольку содержит определение понятия, использует терминологию (синоним, стилистическая окраска, синонимический ряд) и стремится к точности изложения. Тип речи — повествование с элементами рассуждения, так как текст не просто описывает явление, но и объясняет его признаки, различия и цели использования.
Определение синонима, данное в тексте: «Синоним — слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению.»
Дополнительная информация о синонимах, содержащаяся в тексте, включает: принадлежность к одной части речи, различия по оттенкам значения и стилистической окраске, существование синонимичных рядов (не только пар слов), а также цели использования синонимов в речи (разграничение оттенков смысла, избежание повторов). Подчеркивается, что синонимы — это богатство языка.
Данный текст относится к виду рассуждения-объяснения. Это подтверждается тем, что текст начинается с определения ключевого понятия — синоним, далее раскрываются его основные признаки, характеристики и функции. Текст отвечает на вопрос «что это такое?» и «для чего это нужно?».
План текста:
- Синонимы и их отличительные признаки (близость значения, одна часть речи).
- Различия синонимов: а) по оттенкам значения (пример: сырой — мокрый); б) по стилистической окраске (пример: дать — вручить — сунуть).
- Синонимичные ряды (пример: кратко, коротко, сжато, лаконично; ряд к слову обмануть).
- Главное слово в синонимическом ряду (стилистически нейтральное).
- Цели использования синонимов в речи: а) для уточнения оттенков смысла (пример: Сияло солнце… блестела трава… сверкала река); б) для избежания повторов (пример: строительство должно быть закончено. Завершены будут…).
- Синонимы как богатство языка.
Для подбора примеров слов-синонимов к пунктам плана, как указано в задании, может помочь «Словарь синонимов русского языка» или интернет-портал «Грамота.ру». Например, к пункту 2а) можно добавить пару палящий — жаркий, к 2б) — лицо (нейтральное), физиономия (разговорное), лик (книжное). К пункту 3 можно привести синонимичный ряд к слову говорить: вещать, молвить, бубнить, изрекать. К пункту 5а) можно добавить пример взволновать — тронуть — потрясти, к 5б) — Родина — Отчизна — Отечество.
Прочитав текст, можно определить его стиль как научный, поскольку он содержит определение лингвистического термина «синоним», приводит классификацию синонимов по различным признакам (оттенки значения, стилистическая окраска), объясняет их функции в языке и речи. Текст характеризуется точностью, логичностью изложения, использованием специальной терминологии. Тип речи в данном тексте — рассуждение с элементами повествования. Это рассуждение-объяснение, так как основная задача автора — дать определение понятию и объяснить его сущность, свойства и функции.
В тексте дается четкое определение понятия синоним: «Синоним — слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению.» Дополнительная информация об этом понятии включает указание на то, что синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи. Также текст сообщает, что синонимы могут различаться оттенками значения (например, сырой и мокрый) или стилистической окраской (например, дать, вручить, сунуть). Подчеркивается, что синонимичными могут быть не только пары слов, но и целые синонимические ряды, которые могут быть очень многочисленными и включать слова с разными оттенками значения и стилистической окраской. В таких рядах выделяется главное слово, которое является наиболее общим по смыслу и стилистически нейтральным. Текст также объясняет, с какими целями синонимы используются в речи: для более тонкого разграничения оттенков смысла и для избежания нежелательного повтора слов. В конце делается вывод о том, что синонимы составляют богатство языка.
Данный текст относится к виду рассуждения-объяснения. Обосновать эту точку зрения можно следующим образом: текст начинается с определения ключевого понятия — синоним. Затем автор последовательно раскрывает основные признаки этого понятия, объясняет, чем синонимы могут различаться, приводит примеры синонимичных рядов и описывает функции синонимов в речи. Таким образом, текст отвечает на вопрос «Что такое синоним?» и «Для чего он нужен?», что является характерным для рассуждения-объяснения. Логика изложения строится от общего определения к частным характеристикам и примерам, а затем к функциям понятия.
План текста может быть представлен следующим образом. Вначале идет определение синонима и его основные характеристики, такие как близость значения и принадлежность к одной части речи. Далее рассматриваются различия между синонимами, выделяются два основных типа различий: по оттенкам значения и по стилистической окраске. Следующий пункт плана посвящен понятию синонимического ряда, приводится пример такого ряда и объясняется, какое слово считается главным в ряду. Затем описываются цели использования синонимов в речи, среди которых выделяются разграничение оттенков смысла и избежание повторов. В заключение текста говорится о значении синонимов как о богатстве языка.
Для подбора примеров слов-синонимов к каждому пункту плана, как и для работы с синонимами в целом, полезно использовать специализированные словари. В подборе синонимов поможет «Словарь синонимов русского языка» или такие интернет-ресурсы, как портал «Грамота.ру», который часто содержит ссылки на различные словари, включая синонимические. Например, иллюстрируя различия по оттенкам значения (пункт 2а плана), можно привести пару палящий — жаркий: палящий подразумевает более сильное, обжигающее действие жары, тогда как жаркий просто указывает на высокую температуру. Примеры стилистической окраски (пункт 2б) могут быть лицо (нейтральное), физиономия (разговорное, иногда с оттенком пренебрежения), лик (книжное, высокое). Для пункта 3, посвященного синонимическим рядам, можно взять ряд к слову говорить: вещать (торжественное, книжное), молвить (устаревшее, поэтическое), бубнить (разговорное, невнятно или монотонно), изрекать (торжественное, произносить что-то важное). Примеры целей использования (пункт 5а) могут быть взволновать — тронуть — потрясти, где взволновать — наиболее общее, тронуть — вызвать легкое чувство, потрясти — вызвать сильное эмоциональное воздействие. Для избежания повторов (пункт 5б) можно использовать синонимы Родина — Отчизна — Отечество.
Ищете надежный источник для решения домашних заданий по русскому языку в 6 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы найдете ответы на любые задачи. Мы поможем вам разобраться в сложных темах и подготовиться к контрольным работам.
Все материалы доступны онлайн, что позволяет учиться в любое время и в любом месте. Мы охватываем все темы, включая орфографию, пунктуацию и грамматику. Каждое решение сопровождается пошаговыми инструкциями, что помогает лучше понять материал.
Просто выберите класс и предмет, найдите нужное задание, и изучите ответ с подробным разбором. С нашими ГДЗ по русскому языку для 6 класса вы сможете легко справляться с домашними заданиями и повысить свои оценки!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!