
Учебное пособие «Русский язык. 5 класс», созданное под руководством М.М. Разумовской и выпущенное в двух частях, представляет собой эффективный инструмент для глубокого освоения русского языка в начале среднего образования. Издание разработано с глубоким пониманием психологических и возрастных особенностей школьников и ориентировано на развитие ключевых лингвистических компетенций.
ГДЗ по Русскому языку 5 Класс Часть 2 Номер 870 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Задание 1. Анализ предложений с прилагательными и степенями сравнения:
- Это был беспокойнейший день. (А. Чехов) — прилагательное беспокойнейший является определением, выражено превосходной степенью сравнения.
- Утром начался восход на самую высокую вершину. — прилагательные самую высокую являются определениями, выражены превосходной степенью сравнения (составная форма).
- В нашей компании старше всех оказался мой брат. — прилагательное старше является именной частью составного сказуемого, выражено сравнительной степенью сравнения (простая форма).
- Вера была красивее Манюси, считалась самой умной и образованной в доме… (А. Чехов) — прилагательное красивее является именной частью составного сказуемого, выражено сравнительной степенью; самой умной — именная часть составного сказуемого, превосходная степень (составная форма); образованной — именная часть составного сказуемого, положительная степень.
Задание 2. Морфологический анализ:
Существительное «день»:
- (Что?) — день. Имя существительное, обозначает предмет.
- Начальная форма — день.
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж.
- Синтаксическая роль: подлежащее.
Существительное «вершину»:
- Восход (куда?) — на вершину. Имя существительное, обозначает предмет.
- Начальная форма — вершина.
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения.
- Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж.
- Синтаксическая роль: обстоятельство места.
Глагол «начался»:
- (Что сделал?) — начался. Глагол, обозначает действие.
- Начальная форма — начаться.
- Постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-е спряжение.
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род.
- Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Глагол «оказался»:
- (Что сделал?) — оказался. Глагол, обозначает действие.
- Начальная форма — оказаться.
- Постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-е спряжение.
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род.
- Синтаксическая роль: часть составного именного сказуемого (глагол-связка).
Прилагательное «беспокойнейший»:
- День (какой?) — беспокойнейший. Имя прилагательное, обозначает признак предмета.
- Начальная форма — беспокойный.
- Постоянные признаки: качественное, имеет степени сравнения.
- Непостоянные признаки: превосходная степень, единственное число, мужской род, именительный падеж.
- Синтаксическая роль: определение.
Прилагательное «высокую»:
- Вершину (какую?) — высокую. Имя прилагательное, обозначает признак предмета.
- Начальная форма — высокий.
- Постоянные признаки: качественное, имеет степени сравнения.
- Непостоянные признаки: превосходная степень (в составе самую высокую), единственное число, женский род, винительный падеж.
- Синтаксическая роль: определение.
Первое задание требует анализа предложений с подчеркиванием прилагательных как членов предложения и указанием форм степеней сравнения.
В первом предложении «Это был беспокойнейший день» находим прилагательное беспокойнейший, которое отвечает на вопрос какой? от существительного день. Это прилагательное выступает в роли определения и подчеркивается волнистой линией. По форме это превосходная степень сравнения, образованная суффиксальным способом от положительной степени беспокойный с помощью суффикса -ейш-.
Во втором предложении «Утром начался восход на самую высокую вершину» обнаруживаем словосочетание самую высокую, где оба слова являются определениями к существительному вершину. Слово самую — это вспомогательное слово для образования составной формы превосходной степени, а высокую — основное прилагательное. Вместе они образуют составную форму превосходной степени сравнения. Подчеркиваются волнистой линией как определения.
В третьем предложении «В нашей компании старше всех оказался мой брат» прилагательное старше отвечает на вопрос каков? и является именной частью составного именного сказуемого. Подчеркивается двойной чертой. Это простая форма сравнительной степени, образованная от прилагательного старый с помощью суффикса -ше- и чередования согласных в корне.
В четвертом предложении находим три прилагательных: красивее — это простая форма сравнительной степени, образованная суффиксальным способом, выступает как именная часть составного именного сказуемого и подчеркивается двойной чертой. Прилагательные самой умной образуют составную форму превосходной степени, где самой — вспомогательное слово, а умной — основное прилагательное в положительной степени. Прилагательное образованной употреблено в положительной степени. Все три прилагательных являются именными частями составного именного сказуемого и подчеркиваются двойной чертой.
Второе задание предполагает выполнение морфологического анализа шести слов разных частей речи.
Морфологический анализ существительного «день»: Слово отвечает на вопрос что?, следовательно, это имя существительное, которое обозначает предмет в грамматическом понимании. Начальная форма совпадает с данной — день. Среди постоянных морфологических признаков отмечаем: нарицательное, поскольку называет класс однородных предметов, неодушевленное, так как не обозначает живое существо, мужского рода, что определяется по окончанию и согласованию с другими словами, второго склонения, поскольку это существительное мужского рода с нулевым окончанием. Непостоянные признаки: употреблено в единственном числе и именительном падеже, что определяется по роли в предложении и окончанию. В предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего.
Морфологический анализ существительного «вершину»: Слово отвечает на вопрос куда? в сочетании с предлогом на, это имя существительное, обозначающее предмет. Начальная форма — вершина. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения. Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж. Синтаксическая роль — обстоятельство места.
Морфологический анализ глагола «начался»: Отвечает на вопрос что сделал?, это глагол, обозначающий действие. Начальная форма — начаться. Постоянные признаки: совершенный вид, что определяется возможностью ответить на вопрос что сделать?, непереходный, поскольку не может иметь прямого дополнения, возвратный из-за наличия постфикса -ся, первого спряжения. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Морфологический анализ глагола «оказался»: Отвечает на вопрос что сделал?, глагол, обозначающий действие. Начальная форма — оказаться. Постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, первого спряжения. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род. Синтаксическая функция — глагол-связка в составе составного именного сказуемого.
Морфологический анализ прилагательного «беспокойнейший»: Отвечает на вопрос какой?, это имя прилагательное, обозначающее признак предмета. Начальная форма — беспокойный. Постоянные признаки: качественное прилагательное, поскольку может образовывать степени сравнения и имеет качественное значение. Непостоянные признаки: превосходная степень сравнения, единственное число, мужской род, именительный падеж. В предложении выступает в роли определения.
Морфологический анализ прилагательного «высокую»: Отвечает на вопрос какую?, имя прилагательное, обозначающее признак предмета. Начальная форма — высокий. Постоянные признаки: качественное прилагательное. Непостоянные признаки: входит в состав составной формы превосходной степени сравнения самую высокую, единственное число, женский род, винительный падеж. Синтаксическая роль — определение.
| Качественные прилагательные, имеющие краткую форму | Относительные прилагательные |
|---|---|
| с основой на к, ц, ч | |
| Резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий. | Ткацкий, горняцкий, немецкий, ткацкий. |
Первое задание требует распределения прилагательных по трем группам в зависимости от условий выбора суффикса -к- или -ск-. Для правильного выполнения необходимо определить, является ли прилагательное качественным или относительным, а также проанализировать основу слова, от которого оно образовано.
Качественные прилагательные с суффиксом -к- образуют первую группу. К ним относятся: резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий. Все эти прилагательные обозначают признаки, которые могут проявляться в разной степени интенсивности. Например, что-то может быть более резким или менее резким, очень дерзким или слегка дерзким. Кроме того, все эти прилагательные имеют краткие формы: резок, дерзок, скользок, мерзок, вязок, узок. Наличие краткой формы является ключевым признаком качественных прилагательных. В качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-.
Относительные прилагательные с основой на к, ц, ч составляют вторую группу. Сюда входят: ткацкий, горняцкий, немецкий. Эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные к, ц или ч. При образовании прилагательного происходит чередование согласных: ткач → ткацкий (ч чередуется с ц), горняк → горняцкий (к чередуется с ц), немец → немецкий (ц остается без изменений). В таких относительных прилагательных пишется суффикс -к-, несмотря на то, что они не являются качественными. Это исключение из общего правила для относительных прилагательных.
Относительные прилагательные с другими согласными в основе формируют третью группу: белорусский, адмиральский, богатырский, краснодарский, шведский, кандидатский. Все эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные, отличные от к, ц, ч. Например: белорус → белорусский, адмирал → адмиральский, богатырь → богатырский, Краснодар → краснодарский, швед → шведский, кандидат → кандидатский. В таких прилагательных пишется суффикс -ск-.
Второе задание требует определения типа прилагательных в каждой группе и объяснения влияния этого на правописание суффиксов. В первой группе все прилагательные являются качественными. Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они могут образовывать степени сравнения (резче, самый резкий) и иметь краткие формы (резок, дерзок). Эти прилагательные также могут сочетаться с наречиями степени (очень резкий, слишком дерзкий).
Во второй и третьей группах находятся относительные прилагательные. Они обозначают признак через отношение к другому предмету, явлению или понятию. Относительные прилагательные не могут иметь степеней сравнения, поскольку нельзя быть более ткацким или самым белорусским. Они также не образуют кратких форм и не сочетаются с наречиями степени.
Влияние типа прилагательного на правописание суффиксов проявляется следующим образом: в качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-, независимо от того, на какой согласный заканчивается основа. В относительных прилагательных выбор суффикса зависит от последнего согласного основы производящего существительного. Если основа заканчивается на к, ц или ч, то пишется суффикс -к- с обязательным чередованием согласных (к, ч → ц). Если основа заканчивается на любой другой согласный, то пишется суффикс -ск-.
Таким образом, правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных определяется двумя основными факторами: типом прилагательного (качественное или относительное) и характером последнего согласного основы производящего слова для относительных прилагательных.


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!