Учебное пособие «Русский язык. 5 класс», созданное под руководством М.М. Разумовской и выпущенное в двух частях, представляет собой эффективный инструмент для глубокого освоения русского языка в начале среднего образования. Издание разработано с глубоким пониманием психологических и возрастных особенностей школьников и ориентировано на развитие ключевых лингвистических компетенций.
Ключевые достоинства издания:
- Продуманная организация: Разделение материала на два тома обеспечивает оптимальное распределение учебной нагрузки в течение года. В каждом томе гармонично сочетаются теоретические блоки, практикумы и системы проверки знаний.
- Простота восприятия: Информация преподносится в формате, идеально адаптированном для учащихся пятых классов. Обилие визуальных элементов и практических примеров способствует эффективному усвоению материала.
- Многообразие упражнений: Издание содержит широкий спектр заданий различного характера — от классических грамматических упражнений до нестандартных творческих работ, стимулирующих развитие образного мышления.
- Система оценивания: Каждый тематический блок завершается комплексом проверочных материалов, позволяющих эффективно отслеживать прогресс в освоении предмета.
- Вспомогательные ресурсы: В пособие интегрированы разнообразные справочные элементы, включая наглядные схемы и информативные таблицы, облегчающие понимание сложных языковых аспектов.
Учебный комплекс «Русский язык. 5 класс» авторства М.М. Разумовской зарекомендовал себя как незаменимое пособие для педагогов и учащихся. Он не только способствует качественному усвоению языковых правил, но и пробуждает живой интерес к изучению родного языка. Благодаря тщательно продуманной структуре и доступности изложения, данное пособие становится надежной основой для успешного обучения пятиклассников.
ГДЗ по Русскому языку 5 Класс Часть 2 Номер 867 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. — Подробные Ответы
Образование сравнительной степени прилагательных:
Красивый — краси́вее; аккуратный — аккура́тнее; свободный — свобо́днее; спокойный — споко́йнее; массовый — более массовый (составная форма, так как простая форма звучит неблагозвучно); удобный — удо́бнее.
Тугой — ту́же; близкий — бли́же; мягкий — мя́гче; жаркий — жа́рче; гладкий — более гладкий (составная форма предпочтительнее); звонкий — зво́нче; чуткий — более чуткий (составная форма предпочтительнее); жёсткий — жёстче.
Выгодный — более выгодный или выго́днее (возможны обе формы); ранний — более ранний или ра́ньше (возможны обе формы); поздний — более поздний или по́зже (возможны обе формы).
Хороший — лу́чше (супплетивная форма); плохой — ху́же (супплетивная форма).
Примеры предложений с прилагательными в сравнительной степени:
У Светланы почерк красивее, чем у Анны. Старайся писать аккуратнее, чтобы текст был понятным. Диван оказался мягче деревянного стула.
Логика решения: При образовании простой сравнительной степени к основе прилагательного добавляются суффиксы -ее/-ей, -е, -ше. Если простая форма звучит неблагозвучно или не употребляется, используется составная форма со словом более. Некоторые прилагательные имеют супплетивные формы (образованные от другого корня).
Красивый — краси́вее. Здесь мы добавляем к основе красив- суффикс -ее, получая простую форму сравнительной степени. Ударение падает на третий слог. Аккуратный — аккура́тнее. От основы аккуратн- образуем форму с суффиксом -ее, ударение на третьем слоге. Свободный — свобо́днее. Основа свободн- плюс суффикс -ее, ударение на втором слоге. Спокойный — споко́йнее. От основы спокойн- с суффиксом -ее, ударение на втором слоге. Массовый — более массовый. Здесь используем составную форму, поскольку простая форма массовее звучит неблагозвучно и практически не употребляется в речи. Удобный — удо́бнее. Основа удобн- с суффиксом -ее, ударение на втором слоге.
Тугой — ту́же. Это особый случай образования сравнительной степени с суффиксом -е и чередованием согласных г/ж. Ударение на первом слоге. Близкий — бли́же. Здесь происходит чередование согласных з/ж в корне, суффикс -е, ударение на первом слоге. Мягкий — мя́гче. Чередование согласных к/ч в корне, суффикс -е, ударение на первом слоге. Жаркий — жа́рче. Аналогично предыдущему случаю — чередование к/ч, суффикс -е, ударение на первом слоге. Гладкий — более гладкий. Хотя теоретически возможна форма глаже, в современном русском языке предпочтительнее составная форма как более благозвучная. Звонкий — зво́нче. Чередование согласных к/ч, суффикс -е, ударение на первом слоге. Чуткий — более чуткий. Простая форма чутче возможна, но составная форма звучит естественнее и чаще употребляется. Жёсткий — жёстче. Чередование к/ч, суффикс -е, ударение на первом слоге, буква ё всегда под ударением.
Выгодный — более выгодный или выго́днее. Здесь возможны обе формы образования сравнительной степени. Составная форма более выгодный используется чаще в официальной речи, простая форма выгоднее — в разговорной. При выборе простой формы ударение падает на второй слог. Ранний — более ранний или ра́ньше. Аналогично предыдущему случаю — возможны обе формы. Простая форма раньше образуется с суффиксом -ше, ударение на первом слоге. Поздний — более поздний или по́зже. Также допустимы обе формы, простая образуется с суффиксом -е и чередованием д/ж, ударение на первом слоге.
Хороший — лу́чше. Это супплетивная форма, то есть образованная от совершенно другого корня. Слово лучше исторически связано с корнем лук- (в значении лучший), а не с корнем хорош-. Ударение на первом слоге. Плохой — ху́же. Также супплетивная форма, образованная от другого корня. Ударение на первом слоге.
При составлении предложений важно помнить, что сравнительная степень показывает, что один предмет обладает признаком в большей степени, чем другой. У Марины почерк красивее, чем у Дениса — здесь мы сравниваем качество почерка двух людей, показывая превосходство одного над другим. Старайся работать аккуратнее, чтобы не делать ошибок — в этом предложении сравнительная степень выражает пожелание улучшить качество работы по сравнению с текущим состоянием. Новое кресло оказалось намного мягче старого дивана — сравниваются тактильные качества двух предметов мебели, подчеркивается значительная разница в степени мягкости.
Логика образования сравнительной степени основана на морфологических закономерностях русского языка. Простые формы образуются путем присоединения к основе прилагательного специальных суффиксов, при этом часто происходят фонетические изменения в корне слова. Составные формы используются там, где простые формы отсутствуют или звучат неблагозвучно.
Как образуется сравнительная степень прилагательного
Качественные прилагательные, имеющие краткую форму | Относительные прилагательные |
---|---|
с основой на к, ц, ч | |
Резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий. | Ткацкий, горняцкий, немецкий, ткацкий. |
Первое задание требует распределения прилагательных по трем группам в зависимости от условий выбора суффикса -к- или -ск-. Для правильного выполнения необходимо определить, является ли прилагательное качественным или относительным, а также проанализировать основу слова, от которого оно образовано.
Качественные прилагательные с суффиксом -к- образуют первую группу. К ним относятся: резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий. Все эти прилагательные обозначают признаки, которые могут проявляться в разной степени интенсивности. Например, что-то может быть более резким или менее резким, очень дерзким или слегка дерзким. Кроме того, все эти прилагательные имеют краткие формы: резок, дерзок, скользок, мерзок, вязок, узок. Наличие краткой формы является ключевым признаком качественных прилагательных. В качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-.
Относительные прилагательные с основой на к, ц, ч составляют вторую группу. Сюда входят: ткацкий, горняцкий, немецкий. Эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные к, ц или ч. При образовании прилагательного происходит чередование согласных: ткач → ткацкий (ч чередуется с ц), горняк → горняцкий (к чередуется с ц), немец → немецкий (ц остается без изменений). В таких относительных прилагательных пишется суффикс -к-, несмотря на то, что они не являются качественными. Это исключение из общего правила для относительных прилагательных.
Относительные прилагательные с другими согласными в основе формируют третью группу: белорусский, адмиральский, богатырский, краснодарский, шведский, кандидатский. Все эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные, отличные от к, ц, ч. Например: белорус → белорусский, адмирал → адмиральский, богатырь → богатырский, Краснодар → краснодарский, швед → шведский, кандидат → кандидатский. В таких прилагательных пишется суффикс -ск-.
Второе задание требует определения типа прилагательных в каждой группе и объяснения влияния этого на правописание суффиксов. В первой группе все прилагательные являются качественными. Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они могут образовывать степени сравнения (резче, самый резкий) и иметь краткие формы (резок, дерзок). Эти прилагательные также могут сочетаться с наречиями степени (очень резкий, слишком дерзкий).
Во второй и третьей группах находятся относительные прилагательные. Они обозначают признак через отношение к другому предмету, явлению или понятию. Относительные прилагательные не могут иметь степеней сравнения, поскольку нельзя быть более ткацким или самым белорусским. Они также не образуют кратких форм и не сочетаются с наречиями степени.
Влияние типа прилагательного на правописание суффиксов проявляется следующим образом: в качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-, независимо от того, на какой согласный заканчивается основа. В относительных прилагательных выбор суффикса зависит от последнего согласного основы производящего существительного. Если основа заканчивается на к, ц или ч, то пишется суффикс -к- с обязательным чередованием согласных (к, ч → ц). Если основа заканчивается на любой другой согласный, то пишется суффикс -ск-.
Таким образом, правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных определяется двумя основными факторами: типом прилагательного (качественное или относительное) и характером последнего согласного основы производящего слова для относительных прилагательных.