1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку Класс Часть 2 Учебник📕Разумовская, Львова — Все Части
Русский язык Часть 2
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
5 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2023
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебное пособие «Русский язык. 5 класс», созданное под руководством М.М. Разумовской и выпущенное в двух частях, представляет собой эффективный инструмент для глубокого освоения русского языка в начале среднего образования. Издание разработано с глубоким пониманием психологических и возрастных особенностей школьников и ориентировано на развитие ключевых лингвистических компетенций.

Ключевые достоинства издания:

  1. Продуманная организация: Разделение материала на два тома обеспечивает оптимальное распределение учебной нагрузки в течение года. В каждом томе гармонично сочетаются теоретические блоки, практикумы и системы проверки знаний.
  2. Простота восприятия: Информация преподносится в формате, идеально адаптированном для учащихся пятых классов. Обилие визуальных элементов и практических примеров способствует эффективному усвоению материала.
  3. Многообразие упражнений: Издание содержит широкий спектр заданий различного характера — от классических грамматических упражнений до нестандартных творческих работ, стимулирующих развитие образного мышления.
  4. Система оценивания: Каждый тематический блок завершается комплексом проверочных материалов, позволяющих эффективно отслеживать прогресс в освоении предмета.
  5. Вспомогательные ресурсы: В пособие интегрированы разнообразные справочные элементы, включая наглядные схемы и информативные таблицы, облегчающие понимание сложных языковых аспектов.

Учебный комплекс «Русский язык. 5 класс» авторства М.М. Разумовской зарекомендовал себя как незаменимое пособие для педагогов и учащихся. Он не только способствует качественному усвоению языковых правил, но и пробуждает живой интерес к изучению родного языка. Благодаря тщательно продуманной структуре и доступности изложения, данное пособие становится надежной основой для успешного обучения пятиклассников.

ГДЗ по Русскому языку 5 Класс Часть 2 Номер 864 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. — Подробные Ответы

Упражнение

1. Запишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматическую основу. Укажите прилагательные в сравнительной степени. Каким членом предложения они являются?

  • Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)
  • Правда светлее солнца.
  • Добрая слава дороже богатства.
  • Утро вечера мудренее.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Скупой богач беднее щедрого бедняка.
  • Бесчестье хуже смерти.

2. Укажите разряд прилагательных, от которых образована сравнительная степень.

Краткий ответ:

Задание 1. Пословицы и поговорки с грамматическим разбором:

Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов) — Грамматическая основа: языки страшнее. Прилагательное в сравнительной степени страшнее является сказуемым.

Правда светлее солнца. — Грамматическая основа: правда светлее. Прилагательное в сравнительной степени светлее является сказуемым.

Добрая слава дороже богатства. — Грамматическая основа: слава дороже. Прилагательное в сравнительной степени дороже является сказуемым.

Утро мудренее вечера. — Грамматическая основа: утро мудренее. Прилагательное в сравнительной степени мудренее является сказуемым.

Маленькое дело лучше большого безделья. — Грамматическая основа: дело лучше. Прилагательное в сравнительной степени лучше является сказуемым.

Скупой богач беднее щедрого бедняка. — Грамматическая основа: богач беднее. Прилагательное в сравнительной степени беднее является сказуемым.

Бесчестье хуже смерти. — Грамматическая основа: бесчестье хуже. Прилагательное в сравнительной степени хуже является сказуемым.

Все прилагательные в сравнительной степени (страшнее, светлее, дороже, мудренее, лучше, беднее, хуже) выполняют синтаксическую функцию составного именного сказуемого в данных предложениях.

Задание 2. Разряд прилагательных:

Сравнительная степень образована от качественных прилагательных: страшный (страшнее), светлый (светлее), дорогой (дороже), мудрёный (мудренее), хороший (лучше), бедный (беднее), плохой (хуже). Только качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения, поскольку они обозначают признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.

Подробный ответ:

Первое задание требует записать пословицы и поговорки с вставленными пропущенными буквами и обозначением грамматической основы. В каждом предложении необходимо найти подлежащее и сказуемое, а также определить прилагательные в сравнительной степени и их синтаксическую роль.

В предложении «Злые языки страшнее пистолета» грамматическая основа состоит из подлежащего языки и сказуемого страшнее. Прилагательное страшнее образовано от качественного прилагательного страшный путем добавления суффикса -ее и представляет собой простую форму сравнительной степени. В данном предложении оно выполняет функцию составного именного сказуемого, поскольку выражает признак подлежащего и отвечает на вопрос каковы языки?

Во втором предложении «Правда светлее солнца» грамматическую основу образуют подлежащее правда и сказуемое светлее. Сравнительная степень светлее образована от прилагательного светлый с помощью суффикса -ее. Это прилагательное также является составным именным сказуемым, характеризующим подлежащее правда и показывающим степень проявления признака по сравнению с солнцем.

В третьем предложении «Добрая слава дороже богатства» основу составляют подлежащее слава с определением добрая и сказуемое дороже. Прилагательное дороже в сравнительной степени образовано от дорогой путем чередования согласных в корне (г/ж) и добавления суффикса . Синтаксически оно функционирует как составное именное сказуемое.

Четвертое предложение «Утро вечера мудренее» имеет грамматическую основу из подлежащего утро и сказуемого мудренее. Слово вечера стоит в родительном падеже и выполняет роль дополнения при сравнительной степени. Прилагательное мудренее образовано от мудрёный с суффиксом -ее и является составным именным сказуемым.

В пятом предложении «Маленькое дело лучше большого безделья» грамматическая основа включает подлежащее дело с определением маленькое и сказуемое лучше. Форма лучше представляет собой супплетивную форму сравнительной степени от прилагательного хороший, то есть образованную от другого корня. Это прилагательное выступает в роли составного именного сказуемого.

Шестое предложение «Скупой богач беднее щедрого бедняка» содержит подлежащее богач с определением скупой и сказуемое беднее. Сравнительная степень беднее образована от краткой формы прилагательного беден путем добавления суффикса -ее. Синтаксическая роль этого слова — составное именное сказуемое.

В седьмом предложении «Бесчестье хуже смерти» основу образуют подлежащее бесчестье и сказуемое хуже. Форма хуже является супплетивной сравнительной степенью от прилагательного плохой и выполняет функцию составного именного сказуемого.

Все выделенные прилагательные в сравнительной степени являются сказуемыми в своих предложениях, поскольку они выражают признак подлежащего и связаны с ним по смыслу и грамматически. Они отвечают на вопросы каков?, какова?, каково? и показывают степень проявления признака в сравнении с чем-то другим.

Второе задание касается определения разряда прилагательных, от которых образована сравнительная степень. Все рассмотренные формы сравнительной степени образованы исключительно от качественных прилагательных. Это объясняется тем, что только качественные прилагательные обозначают признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени, и поэтому способны образовывать степени сравнения.

Относительные прилагательные, которые обозначают признак через отношение к другому предмету (деревянный, московский, вчерашний), не могут иметь степеней сравнения, поскольку выражаемый ими признак не может усиливаться или ослабляться. Притяжательные прилагательные, указывающие на принадлежность (мамин, волчий, птичий), также не образуют степеней сравнения по той же причине.

Качественные прилагательные страшный, светлый, дорогой, мудрёный, хороший, плохой, бедный обозначают признаки, которые могут проявляться с разной интенсивностью, что и позволяет им образовывать сравнительную степень для выражения большей степени проявления признака при сопоставлении объектов.


Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных
Общая оценка
4.5 / 5
Комментарии
Другие учебники
Другие предметы

 

Качественные прилагательные, имеющие краткую формуОтносительные прилагательные
с основой на к, ц, ч
Резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий.Ткацкий, горняцкий, немецкий, ткацкий.

Первое задание требует распределения прилагательных по трем группам в зависимости от условий выбора суффикса -к- или -ск-. Для правильного выполнения необходимо определить, является ли прилагательное качественным или относительным, а также проанализировать основу слова, от которого оно образовано.

Качественные прилагательные с суффиксом -к- образуют первую группу. К ним относятся: резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий. Все эти прилагательные обозначают признаки, которые могут проявляться в разной степени интенсивности. Например, что-то может быть более резким или менее резким, очень дерзким или слегка дерзким. Кроме того, все эти прилагательные имеют краткие формы: резок, дерзок, скользок, мерзок, вязок, узок. Наличие краткой формы является ключевым признаком качественных прилагательных. В качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-.

Относительные прилагательные с основой на к, ц, ч составляют вторую группу. Сюда входят: ткацкий, горняцкий, немецкий. Эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные к, ц или ч. При образовании прилагательного происходит чередование согласных: ткач → ткацкий (ч чередуется с ц), горняк → горняцкий (к чередуется с ц), немец → немецкий (ц остается без изменений). В таких относительных прилагательных пишется суффикс -к-, несмотря на то, что они не являются качественными. Это исключение из общего правила для относительных прилагательных.

Относительные прилагательные с другими согласными в основе формируют третью группу: белорусский, адмиральский, богатырский, краснодарский, шведский, кандидатский. Все эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные, отличные от к, ц, ч. Например: белорус → белорусский, адмирал → адмиральский, богатырь → богатырский, Краснодар → краснодарский, швед → шведский, кандидат → кандидатский. В таких прилагательных пишется суффикс -ск-.

Второе задание требует определения типа прилагательных в каждой группе и объяснения влияния этого на правописание суффиксов. В первой группе все прилагательные являются качественными. Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они могут образовывать степени сравнения (резче, самый резкий) и иметь краткие формы (резок, дерзок). Эти прилагательные также могут сочетаться с наречиями степени (очень резкий, слишком дерзкий).

Во второй и третьей группах находятся относительные прилагательные. Они обозначают признак через отношение к другому предмету, явлению или понятию. Относительные прилагательные не могут иметь степеней сравнения, поскольку нельзя быть более ткацким или самым белорусским. Они также не образуют кратких форм и не сочетаются с наречиями степени.

Влияние типа прилагательного на правописание суффиксов проявляется следующим образом: в качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-, независимо от того, на какой согласный заканчивается основа. В относительных прилагательных выбор суффикса зависит от последнего согласного основы производящего существительного. Если основа заканчивается на к, ц или ч, то пишется суффикс -к- с обязательным чередованием согласных (к, ч → ц). Если основа заканчивается на любой другой согласный, то пишется суффикс -ск-.

Таким образом, правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных определяется двумя основными факторами: типом прилагательного (качественное или относительное) и характером последнего согласного основы производящего слова для относительных прилагательных.