1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку Класс Часть 2 Учебник📕Разумовская, Львова — Все Части
Русский язык Часть 2
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
5 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2023
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебное пособие «Русский язык. 5 класс», созданное под руководством М.М. Разумовской и выпущенное в двух частях, представляет собой эффективный инструмент для глубокого освоения русского языка в начале среднего образования. Издание разработано с глубоким пониманием психологических и возрастных особенностей школьников и ориентировано на развитие ключевых лингвистических компетенций.

Ключевые достоинства издания:

  1. Продуманная организация: Разделение материала на два тома обеспечивает оптимальное распределение учебной нагрузки в течение года. В каждом томе гармонично сочетаются теоретические блоки, практикумы и системы проверки знаний.
  2. Простота восприятия: Информация преподносится в формате, идеально адаптированном для учащихся пятых классов. Обилие визуальных элементов и практических примеров способствует эффективному усвоению материала.
  3. Многообразие упражнений: Издание содержит широкий спектр заданий различного характера — от классических грамматических упражнений до нестандартных творческих работ, стимулирующих развитие образного мышления.
  4. Система оценивания: Каждый тематический блок завершается комплексом проверочных материалов, позволяющих эффективно отслеживать прогресс в освоении предмета.
  5. Вспомогательные ресурсы: В пособие интегрированы разнообразные справочные элементы, включая наглядные схемы и информативные таблицы, облегчающие понимание сложных языковых аспектов.

Учебный комплекс «Русский язык. 5 класс» авторства М.М. Разумовской зарекомендовал себя как незаменимое пособие для педагогов и учащихся. Он не только способствует качественному усвоению языковых правил, но и пробуждает живой интерес к изучению родного языка. Благодаря тщательно продуманной структуре и доступности изложения, данное пособие становится надежной основой для успешного обучения пятиклассников.

ГДЗ по Русскому языку 5 Класс Часть 2 Номер 858 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. — Подробные Ответы

Упражнение

Из материалов рубрики ЗСП-12, 13, 14, 15 выпишите сложные прилагательные и объясните их правописание.

Это задание из учебника русского языка, которое требует найти сложные прилагательные в указанных рубриках (ЗСП-12, 13, 14, 15) и объяснить правила их написания. ЗСП, вероятно, означает «Знаки препинания» или другую учебную рубрику в учебнике.

Краткий ответ:

Сложные прилагательные из рубрик ЗСП-12, 13, 14, 15:

Единообразный (единый образ) — пишется слитно, так как образовано от подчинительного словосочетания, где одна часть поясняет другую.

Слабосолёный (слабо солить) — пишется слитно, поскольку первая часть является наречием, определяющим степень признака второй части.

Словоохотливый (охота к словам) — пишется слитно, образовано от словосочетания с предлогом, которое при образовании прилагательного утрачивается.

Крестообразный (по образу креста) — пишется слитно, так как образовано от предложно-падежного сочетания, где предлог исчезает при словообразовании.

Прямолинейный (прямая линия) — пишется слитно, поскольку образовано от согласованного словосочетания прилагательное + существительное.

Слабохарактерный (слабый характер) — пишется слитно, образовано от словосочетания, где первая часть характеризует вторую.

Самодельный (сам сделал) — пишется слитно, так как образовано от словосочетания с местоимением в роли определения.

Теплолюбивый (любит тепло) — пишется слитно, поскольку образовано от словосочетания глагол + дополнение.

Теплостойкий (стойкий к теплу) — пишется слитно, образовано от словосочетания с предлогом, который исчезает при образовании сложного слова.

Общее правило: все перечисленные сложные прилагательные пишутся слитно, поскольку они образованы от различных типов словосочетаний (подчинительных, согласованных, с предлогами), где компоненты семантически связаны и образуют единое понятие. При образовании сложного прилагательного происходит компрессия словосочетания в одну лексическую единицу.

Подробный ответ:

Единообразный образовано от словосочетания единый образ, где прилагательное единый определяет существительное образ. Это согласованное атрибутивное словосочетание, в котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. При образовании сложного прилагательного происходит слияние двух основ един- и -образ- с помощью соединительной гласной -о-. Пишется слитно, поскольку представляет собой единое понятие, обозначающее признак по сходству с чем-то единым по образу.

Слабосолёный происходит от словосочетания слабо солить, где наречие слабо указывает на степень интенсивности действия, выраженного глаголом солить. Здесь первый компонент слабо- выступает в роли обстоятельства меры и степени, определяющего, насколько сильно происходит засаливание. При словообразовании наречие трансформируется в первую часть сложного прилагательного, а глагол преобразуется в причастную основу. Написание слитное объясняется тем, что компоненты образуют неделимое понятие, характеризующее степень засоленности.

Словоохотливый формируется от словосочетания охота к словам, представляющего собой управляемую конструкцию, где существительное охота управляет существительным словам через предлог к. При образовании сложного прилагательного происходит инверсия компонентов: зависимое слово слово становится первой частью, а главное охота трансформируется во вторую часть с суффиксом -лив-, обозначающим склонность к чему-либо. Предлог к исчезает в процессе словообразования. Слитное написание обусловлено тем, что образуется единый признак, характеризующий склонность к многословию.

Крестообразный восходит к предложно-падежному сочетанию по образу креста, где предлог по управляет дательным падежом существительного образу, которое, в свою очередь, определяется существительным креста в родительном падеже. Это сложная трёхкомпонентная конструкция с подчинительной связью. При образовании прилагательного происходит компрессия: предлог исчезает, порядок слов изменяется (крест выходит на первое место), а образ становится второй частью сложения. Соединительная гласная -о- связывает основы. Слитное написание объясняется образованием цельного понятия, обозначающего форму, подобную кресту.

Прямолинейный образуется от согласованного словосочетания прямая линия, где прилагательное прямая согласуется с существительным линия в женском роде, единственном числе, именительном падеже. При словообразовании основа прилагательного прям- соединяется с основой существительного -линей- через соединительную гласную -о-. Происходит морфологическое преобразование: прилагательное становится первой частью сложения, а существительное — второй. Слитное написание обусловлено формированием единого признака, характеризующего геометрическое свойство — отсутствие изгибов, искривлений.

Слабохарактерный происходит от словосочетания слабый характер с согласованной атрибутивной связью, где прилагательное слабый определяет существительное характер, согласуясь с ним в мужском роде, единственном числе. При образовании сложного прилагательного основа слаб- первого компонента соединяется с основой -характер- второго через соединительную гласную -о-. Образуется композит, обозначающий человека с недостаточно твёрдыми волевыми качествами. Слитное написание объясняется тем, что формируется неделимое понятие, характеризующее психологический тип личности.

Самодельный образовано от словосочетания сам сделал, где местоимение сам выступает в роли усилительного компонента, подчёркивающего, что действие совершается собственными силами, без посторонней помощи. Глагол сделал представлен в форме прошедшего времени мужского рода. При словообразовании местоимение сам становится первой частью сложения, а глагольная основа дел- (от делать) — второй частью с суффиксом -н-, характерным для отглагольных прилагательных. Соединительная гласная -о- связывает компоненты. Слитное написание обусловлено образованием единого признака, указывающего на способ изготовления предмета.

Теплолюбивый формируется от словосочетания любит тепло, представляющего собой конструкцию с прямым дополнением, где переходный глагол любит управляет винительным падежом существительного тепло. При образовании сложного прилагательного происходит метатеза — изменение порядка компонентов: дополнение тепло становится первой частью, а глагол трансформируется во вторую часть -любив- с суффиксом, обозначающим склонность, пристрастие. Соединительная гласная -о- обеспечивает фонетическое единство слова. Слитное написание объясняется формированием цельного понятия, характеризующего биологическое свойство организмов.

Теплостойкий происходит от словосочетания стойкий к теплу, где прилагательное стойкий управляет существительным теплу в дательном падеже через предлог к. Это конструкция с предложным управлением, выражающая отношение устойчивости к воздействию. При словообразовании зависимый компонент тепло перемещается в препозицию, становясь первой частью сложения, главное слово стойкий сохраняется как вторая часть, а предлог к элиминируется. Соединительная гласная -о- обеспечивает морфонологическое единство. Слитное написание обусловлено образованием терминологического понятия, обозначающего техническое свойство материалов выдерживать высокие температуры без разрушения.


Правописание сложных имён прилагательных
Общая оценка
4.3 / 5
Комментарии
Другие учебники
Другие предметы

 

Качественные прилагательные, имеющие краткую формуОтносительные прилагательные
с основой на к, ц, ч
Резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий.Ткацкий, горняцкий, немецкий, ткацкий.

Первое задание требует распределения прилагательных по трем группам в зависимости от условий выбора суффикса -к- или -ск-. Для правильного выполнения необходимо определить, является ли прилагательное качественным или относительным, а также проанализировать основу слова, от которого оно образовано.

Качественные прилагательные с суффиксом -к- образуют первую группу. К ним относятся: резкий, дерзкий, скользкий, мерзкий, вязкий, узкий. Все эти прилагательные обозначают признаки, которые могут проявляться в разной степени интенсивности. Например, что-то может быть более резким или менее резким, очень дерзким или слегка дерзким. Кроме того, все эти прилагательные имеют краткие формы: резок, дерзок, скользок, мерзок, вязок, узок. Наличие краткой формы является ключевым признаком качественных прилагательных. В качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-.

Относительные прилагательные с основой на к, ц, ч составляют вторую группу. Сюда входят: ткацкий, горняцкий, немецкий. Эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные к, ц или ч. При образовании прилагательного происходит чередование согласных: ткач → ткацкий (ч чередуется с ц), горняк → горняцкий (к чередуется с ц), немец → немецкий (ц остается без изменений). В таких относительных прилагательных пишется суффикс -к-, несмотря на то, что они не являются качественными. Это исключение из общего правила для относительных прилагательных.

Относительные прилагательные с другими согласными в основе формируют третью группу: белорусский, адмиральский, богатырский, краснодарский, шведский, кандидатский. Все эти прилагательные образованы от существительных, основа которых заканчивается на согласные, отличные от к, ц, ч. Например: белорус → белорусский, адмирал → адмиральский, богатырь → богатырский, Краснодар → краснодарский, швед → шведский, кандидат → кандидатский. В таких прилагательных пишется суффикс -ск-.

Второе задание требует определения типа прилагательных в каждой группе и объяснения влияния этого на правописание суффиксов. В первой группе все прилагательные являются качественными. Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они могут образовывать степени сравнения (резче, самый резкий) и иметь краткие формы (резок, дерзок). Эти прилагательные также могут сочетаться с наречиями степени (очень резкий, слишком дерзкий).

Во второй и третьей группах находятся относительные прилагательные. Они обозначают признак через отношение к другому предмету, явлению или понятию. Относительные прилагательные не могут иметь степеней сравнения, поскольку нельзя быть более ткацким или самым белорусским. Они также не образуют кратких форм и не сочетаются с наречиями степени.

Влияние типа прилагательного на правописание суффиксов проявляется следующим образом: в качественных прилагательных всегда пишется суффикс -к-, независимо от того, на какой согласный заканчивается основа. В относительных прилагательных выбор суффикса зависит от последнего согласного основы производящего существительного. Если основа заканчивается на к, ц или ч, то пишется суффикс -к- с обязательным чередованием согласных (к, ч → ц). Если основа заканчивается на любой другой согласный, то пишется суффикс -ск-.

Таким образом, правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных определяется двумя основными факторами: типом прилагательного (качественное или относительное) и характером последнего согласного основы производящего слова для относительных прилагательных.